November 11, 2013

Информационный бюллетень №3(19)

 

Международная конфедерация профсоюзов

работников строительства и промышленности

строительных материалов

(МКП «Строитель»)

 

                                     119119, Москва, Ленинский проспект., 42

                   Тел./факс: 930-96-08                                    Е-mail: stroitel@spectrnet.ru

 

 

 

 

 

 

 

Информационный бюллетень  № 3 (19)

Новости профсоюзного движения

                                                  

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

октябрь  2013 г.

 

 

                        В МКП «Строитель»

 

Начата подготовка к очередному заседанию Совета МКП «Строитель», которое по приглашению Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Республики Кыргызстан и постановлению Совета Конфедерации (24.05.2013 г., г. Кишинёв) намечено провести в Республике Кыргызстан.

 * * *

Завершена отработка и подготовка к изданию материалов Международной научно-практической конференции «Модернизация профсоюзов и их деятельности, как объективная необходимость», состоявшейся 23 мая 2013 года в г. Кишинёве.

                                                * * *

Члены Комиссии ВКП по вопросам охраны труда, экологии, здоровья и социального обеспечения трудящихся В.Ф. Бондарчук – председатель Белорусского профсоюза строителей, Н.Я. Гриценко – председатель Гомельского областного комитета Белорусского профсоюза строителей, а также заместитель председателя МКП «Строитель» Ю.А. Барышев 18 октября 2013 года приняли участие в заседании Комиссии.

                                               * * *

Приняли участие в подготовке материалов, а член Комиссии Ю.А. Барышев в заседании Комиссии ВКП по гуманитарному сотрудничеству и информации, состоявшемся 31.10.2013 г. и рассмотревшем вопросы:

- об участии профсоюзов в подготовке и праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов;

- о некоторых итогах детской оздоровительной кампании 2013 года и участии профсоюзов;

- об использовании новых информационных технологий в деятельности ВКП и её членских организаций.

                                       * * *

Осуществлялось взаимодействие  с членскими организациями по выполнению постановления Исполкома Конфедерации (22.05.2013г., г. Кишинёв) «О мерах МКП «Строитель» и её членских организаций по подготовке и проведению 7 октября 2013 года Всемирного дня действий «За достойный труд!»

                                              * * * 

Работники аппарата МКП «Строитель» приняли активное участие в подготовке материалов Исполкома ВКП, который состоится 15 ноября 2013 года, и на котором планируется рассмотреть вопросы:

- О позиции профсоюзов при совершенствовании налогового законодательства в государствах – участниках СНГ;

- О ходе солидарной кампании «Минимальную заработную плату – на уровень не ниже прожиточного минимума»;

- Об участии членских организаций ВКП в солидарной кампании профсоюзов «За достойную пенсию» (2012 и 2013 годы);

- Об участии членских организаций ВКП в проведении акции «Всемирный день действий за достойный труд»;

- ряд других вопросов.

                                             * * *

Проведен ряд консультативных встреч с руководителями членских организаций, членами Совета, председателем Ревизионной комиссии МКП «Строитель» по различным вопросам деятельности Конфедерации.

 

           В членских организациях МКП «Строитель»

 

Россия

 

Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов России совместно с Министерством регионального развития РФ и  общероссийским объединением работодателей «Российский союз строителей» подписали Федеральное отраслевое соглашение по строительству и промышленности строительных материалов РФ на 2014-2016 годы.

Свои подписи под документом поставили Борис Сошенко – председатель Профсоюза строителей России, Игорь Слюняев – Министр регионального развития РФ иВладимир Яковлев – Президент Российского союза строителей.

Соглашение устанавливает общие условия оплаты труда, гарантии, компенсации и льготы работникам организаций и предприятий строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации.

Оно является основой для межрегиональных, региональных, территориальных и иных соглашений, заключаемых по отдельным направлениям регулирования социально-трудовых отношений, а также для коллективных договоров и локальных нормативных актов работодателей.

Председатель Профсоюза строителей России Борис Сошенко сообщил, что последнее соглашение, действие которого завершается в этом году, было заключено лишь между двумя сторонами Профсоюзом строителей России и Российским союзом строителей. Согласие Минрегиона РФ взять на себя миссию государственного гаранта Соглашения имеет для отраслевого профсоюза строителей важнейшее значение. Если раньше во многих регионах, в которых заключаются свои территориальные отраслевые соглашения, они подписывались лишь двумя сторонами – профсоюзом и работодателей в лице членских организаций Российского союза строителей, то теперь повсеместно появится и третья, государственная, сторона.

Федеральное соглашение, оговаривая уровень заработной платы, льготы и гарантии работникам, их условия труда, производственного быта, медицинского обслуживания и отдыха, способствует закреплению кадров и привлечению в отрасль тысяч молодых людей. В соглашении удалось отстоять минимальный размер оплаты труда на уровне 1,2 от установленного в каждом конкретном регионе. Всё это является основой для более благополучного развития отрасли – как экономического, так и социального.

 

 

Молдова

 

СТАРТОВАЛА ПРОФСОЮЗНАЯ КАМПАНИЯ

ПО ИНФОРМИРОВАНИЮ МОЛОДЁЖИ

 

Национальная кампания по информированию молодежи Молдовы о правах трудящихся и способах их защиты прошла  в городе Хынчешть. Это событие приурочено к отмечаемому ежегодно 7 октября во многих странах мира Международному дню достойного труда.

Одним из инициаторов и активнейших участников кампании является Федерация профсоюзов строителей и промышленности строительных материалов «Синдиконс» Республики Молдова (председатель Федерации Талмач В.Е.)

Кампания проходит под эгидой Национальной конфедерации профсоюзов Молдовы, а ее непосредственной организацией занимается молодёжное крыло НКПМ.

Участниками акции в городе Хынчешть стали молодые люди, проходящие обучение в местных лицеях и профессиональных школах. Им вручили буклеты с информацией о нормах достойного труда, условиях заключения трудового договора и сведениях о том, для чего этот документ необходимо составлять. Ребятам рассказали о том, что представляет собой теневая экономика, и объяснили, что необходимо делать, чтобы не попасть в эти сети.

«Когда человек поступает на работу без заключения трудового договора по всем правилам, он автоматически лишается возможности защитить себя в случае необоснованного снижения заработной платы, производственных травм и других случаев, опасных как для его материального благополучия, так и для физического здоровья. Наша задача – объяснить молодежи, что нужно делать, чтобы не оказаться заложником злой воли людей, не желающих достойно оплачивать работу. Мы призываем представителей молодёжи как можно подробнее ознакомиться с Трудовым кодексом республики, чтобы иметь представление об основных нормах взаимоотношений между работниками, работодателями и государством», — заявил председатель НКПМ Олег Будза.

По его словам, «НКПМ сегодня – это сильная команда профессионалов, готовая прийти на помощь тем трудящимся, кто нуждается в защите своих прав».

«Молодым необходим опыт более старших коллег, и в этом нет недостатка, так как НКПМ включает в себя профсоюзы представителей самых разных специальностей. Одна из главных проблем, которая требует разъяснения, – это зарплаты «в конвертах». Юноши и девушки должны понимать, что подобный способ оплаты труда может повлечь за собой неоправданное снижение оклада и низкую пенсию, либо ее полное отсутствие по завершению трудовой деятельности», — отметила председатель молодежного совета НКПМ Стела Стрэтилэ-Сырбу.

Информационная молодежная кампания НКПМ охватила многие районы Республики (Чимишлия, Басарабяска, Чадыр-Лунга, Вулкэнешти. Кагула).

 

              ПРОФСОЮЗЫ МОЛДОВЫ И НАЦИОНАЛЬНАЯ МЕДИЦИНСКАЯ СТРАХОВАЯ

         КОМПАНИЯ ПОДПИСАЛИ ДОГОВОР О ПРЕДОСТАВЛЕНИИ УСЛУГ ТРУДЯЩИМСЯ

 

Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы и Национальная медицинская страховая компания 19 августа подписали договор о предоставлении медуслуг трудящимся республики, ставший частью программы обязательного медицинского страхования.

По мнению председателя НКПМ Олега Будзы, заключение данного соглашения поможет трудящимся вовремя выявлять у себя заболевания.
«В диагностическом центре Института труда люди могут бесплатно получить медпомощь. В свою очередь, квалифицированные специалисты медучреждения поставят им точный диагноз. Все эти факторы обязательны для излечения болезней», — подчеркнул О.Будза.

Глава Национальной медицинской страховой компании Мирча Буга обратил внимание, что сотрудничество двух организаций длится уже много лет и должно развиваться и далее.

 «Речь идет о социальной защите застрахованных лиц. Подписанный договор призван предоставить им ряд новых высококвалифицированных медицинских услуг, в которых нуждаются трудящиеся», – заявил М.Буга.

Центр предоставляет медпомощь не только состоящим в профсоюзах, но и членам их семей. Более того, стоимость консультаций и диагностики в медучреждении составляет 25% от цен, установленных Правительством.

Записаться на обследование в Центр можно в любом территориальном отделении НКПМ. Сразу после прохождения диагностики пациентов направляют в клиники для лечения обнаруженных заболеваний.

«За то недолгое время, что существует Центр, мы сумели точно выявить много болезней и излечить их. Это позволило спасти большое количество человеческих жизней и значительно повысить общий уровень здоровья пациентов», — рассказал главный врач Центра  В. Урсу.

Медицинский консультативно-диагностический профсоюзный центр открылся в октябре 2012 г. В настоящее время там проводится целый ряд эхографических анализов, среди которых УЗИ печени, поджелудочной железы, почек, сердца и магистральных сосудов, а также ультразвуковое обследование во время беременности. Всего за несколько месяцев услугами Центра воспользовались около полутора тысяч человек.

 

Беларусь

 

В Минской городской организации профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов подведены итоги конкурса на лучшую первичную организацию.

Целью конкурса было повышение эффективности деятельности профсоюзных организаций в защите социально-трудовых прав и интересов трудящихся, авторитета профсоюза, выявление и распространение новых форм работы.

Конкурс проводился в двух группах. В первой лидером стала первичная профсоюзная организация ОАО «Радошковичский керамический завод». Во второй группе лучшей признана первичка ОАО «МАПИД».

 

ФЛАГ БЕЛОРУССКОГО ПРОФСОЮЗА СТРОИТЕЛЕЙ

ПОДНЯТ НА ВЕРШИНЕ ЭЛЬБРУСА

 

Вестник Союза строителей Беларуси (Республиканская строительная газета 35 -2013 г.) сообщает:

… Лето 2013 у группы брестчан будет ассоциироваться со снежными вершинами, невероятными видами, изматывающими восхождениями. Одним словом, с Эльбрусом. Представители горно-туристического клуба «Цитадель» Брестского государственного технического университета организовали кампанию «Приэльбрусье-2013», посвящённую 40-летию клуба.

7 августа 21 энтузиаст выехал поездом «Минск - Минеральные воды» покорять Кавказский хребет. Среди них – председатель Брестского областного комитета Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов С.В. Сироч, заведующий орготделом Брестского обкома Белорусского профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов А.В. Пугач.

Актив профсоюза строителей наравне с работой по привлечению работников и членов их семей к занятиям физической культурой и спортом своим личным примером пропагандирует здоровый образ жизни. И завершением сезона запланировано водружение флага Белорусского профсоюза строителей над высшей точкой Европы.

… Сложность восхождения была связана не с вертикальными скалами, навесными переправами и прочими альпинистскими изысками, а с симптомами, вызванными высотной гипоксией. Низкое атмосферное давление, кислорода не хватает, каждый шаг «свинцовыми» ногами приравнивается к подвигу, сердце так и норовит выскочить из груди.

… Оставшиеся 300 метров представляют наибольшую сложность для восходителей. Содержание кислорода настолько низкое, что через каждые 5-6 шагов нужно делать передышку. Дыхание интенсивное, в полные лёгкие, как при длительном беге. И вот 10.30, восточная вершина Эльбруса, высота 5621 м. над уровнем моря. 8 измождённых, но очень довольных людей. Флаг Белорусского профсоюза строителей на вершине!

                    

 Кзахстан

 

УКРУПНЕНИЕ ОТРАСЛЕВЫХ ПРОФСОЮЗОВ В КАЗАХСТАНЕ

 

4 октября состоялись пленумы профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов и профсоюза работников жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг Республики Казахстан.

На заседаниях пленумов рассмотрен один из ключевых вопросов реформирования профсоюзного движения страны в современных условиях –  объединение профсоюзов строительной и коммунальных услуг. Принято принципиальное решение о начале объединительного процесса.

Проблемы оптимизации, совершенствования структуры отраслевых профсоюзов ставятся и обсуждаются не впервые. Они были определены ещё в решениях и программных документах XX и XXII съездов Федерации профсоюзов, различных концепциях развития и реформирования профсоюзной деятельности за последнее десятилетие. Генеральным советом ФПРК неоднократно принимались вполне обоснованные решения и рекомендации по конкретным вопросам объединения, слияния и укрупнения членских организаций Федерации.

После обсуждения профсоюзный актив единогласно принял решение об объединении.  Состоялась встреча с председателем Федерации профсоюзов РК Абельгази Кусаиновым, который поздравил присутствующих с наступающим днем профсоюзов и поблагодарил за понимание в данном вопросе.

«Нам надо перестраиваться в интересах укрепления своей деятельности, поднятия престижа и авторитета профсоюзов, а самое главное – для эффективной защиты прав и интересов наемных работников, членов профсоюзов путем повышения эффективности социального партнерства с органами власти и работодателями» – отметил председатель Федерации профсоюзов РК.

В настоящее время ФПРК объединяет 26 республиканских отраслевых профсоюзов, тогда как из всех республиканских министерств и ведомств не более 10 являются реальными социальными партнерами. Отдельные министерства и ведомства координируют вопросы нескольких отраслей. К примеру, Министерство индустрии и новых технологии – 9 отраслей; Министерство транспорта и коммуникации – 7 направлений, Министерство нефти и газа – 4 сфер.

Реальная картина такова: в составе Федерации профсоюзов 7 отраслевых профсоюзов вообще не занимаются вопросами социального партнерства на верхнем уровне, т.е. не принимают со своими министерствами и республиканскими объединениями работодателей отраслевые тарифные соглашения. И главная причина такого положения в том, что многие из этих профсоюзов малочисленны, в организационно-финансовом плане очень слабые, не пользуются авторитетом в органах власти и у работодателей. И практически получается так, что эти членские организации не представляют интересы наемных работников ни в органах власти, ни перед работодателями, а это – одна из главных уставных задач профсоюзов.

В заключение А. Кусаинов пожелал успехов новому профсоюзу – «Вы, члены центральных органов отраслевых профсоюзов работников строительства и промстройматериалов, жилищно-коммунального хозяйства и сферы услуг сегодня сделали важный, необходимый шаг в этом направлении – принято политическое решение о необходимости быть вместе, в одном отраслевом профсоюзе. Это самое главное».

 

Кыргызстан

 

Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Республики Кыргызстан ведёт последовательную работу по повышению профессиональной подготовки профактива. Только за последнее время проведён ряд мероприятий.

Республиканский комитет профсоюза провёл выездной семинар для председателей первичных профсоюзных организаций (всего 24 человека)  Ошской и Джалал-Абадской областей на тему «Профсоюзный лидер».  На семинаре рассмотрены вопросы формирования позитивного образа лидера;  имиджа организации и для чего он нужен профсоюзу. В ходе семинара состоялся обмен опытом работы с молодежью.

 

 Представители Республиканского комитета  профсоюза приняли участие в конференции профсоюзов работников строителей и лесных отраслей стран участниц СНГ на тему: «Обмен опытом работы профсоюзных организаций», а также в семинаре, посвящённом практике подготовки профсоюзных преподавателей, организованном Американским центром международной профсоюзной солидарности. Целью данного мероприятия была подготовка профсоюзных преподавателей и тренеров, улучшение их навыков ведения семинаров по профсоюзной тематике.

 

Проведен выездной семинар с учащимися Бишкекского профессионального лицея    № 5, Кантского профессионального лицея №25, студентами КГУСТА и  рабочей молодежью отрасли на тему «Как не попасть в неформальный сектор».

Участники семинара получили знания в области Трудового права КР, узнали, что такое собеседование и как к нему готовиться, зачем нужен трудовой договор, какое значение имеет для работника Охрана труда и техника безопасности, узнали много нового о работе профсоюзных организаций.  Студенты  получили знания, необходимые при формировании своего представления о работе в официальном и в неформальном секторе, а главное поняли, как и чем рискует работник неформального сектора. 

                                            ***

Республиканским комитетом профсоюза строителей Кыргызстана проведен творческий  конкурс по охране труда среди первичных организаций отрасли Республики. Победители конкурса награждены дипломами и ценными призами профсоюза.

                                           ***

Профсоюз строителей Республики поддержал инициативу Молодежного Совета Федерации Профсоюзов Кыргызстана, а его организации приняли участие  в выездной  благотворительной  акции  «ПОМОЖЕМ ДЕТЯМ», в рамках которой посетили  Нижне-Чуйский дом-интернат для детей с диагнозом задержки психического развития.  Детям были переданы подарки от работников отрасли.

 

Таджикистан

 

В столице Таджикистана Душанбе прошло очередное  ежегодное совещание руководителей ряда членских организаций МКП «Строитель» по вопросам взаимодействия в работе с мигрантами.

В работе совещания участвовали Б.А. Сошенко, председатель Профсоюза строителей России, заместитель председателя МКП «Строитель», А. Муборакшоев, председатель Профсоюза строителей Таджикистана, У.А.о. Гусейнов, председатель Независимого Профсоюза Строительного Комплекса Азербайджана, К.Ш. Есенгазин, председатель Профсоюза строителей Казахстана, Т.С. Султакеев, председатель Профсоюза строителей Кыргызстана.

В числе рассмотренных вопросов:

-  практика реализации Программы предотъездной подготовки мигрантов, проводимой Профсоюзом строителей Таджикистана при поддержке Интернационала Строителей и Деревообработчиков;

-  перспективы труда мигрантов на объектах ЧМ 2018 года в России в связи с принятием закона «О подготовке и проведении в Российской Федерации Чемпионата Мира по футболу FIFA2018 года, Кубка конфедераций FIFA2017 года и внесении изменений в отдельные законодательные акты РФ».

 

Украина

 

                     Отраслевое соглашение– СТАНДАРТ УСЛОВИЙ ТРУДА

                                                     ДЛЯ ВСЕХ СТРОИТЕЛЕЙ

 

Строители в Украине нуждаются в надежной защите своих трудовых прав и условий труда, особенно заработной платы и рабочих мест. Это крайне актуально сейчас – во времена экономического кризиса, который в нашей отрасли не собирается завершаться. Ведь по результатам 2012 года мы увидели почти 14%-е падение строительного производства, а за первое полугодие 2013 года отрасль «сократилась» еще более чем на  19%.

 В этих условиях Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Украины видит в качестве защитного механизма Отраслевое соглашение на 2012-2015 годы, которое должно быть заключено между Профсоюзом, Министерством регионального развития, строительства и жилищно-коммунального хозяйства Украины и Всеукраинским объединением областных организаций работодателей в отрасли строительства, проектирования и архитектуры. В проекте Отраслевого соглашения профсоюзные специалисты и работники Минрегиона разработали целый ряд дополнительных гарантий для работников в области строительства, промышленности строительных материалов, деревообработки и металлообработки, стеклопроизводителей, водителей и машинистов разных строительных машин и механизмов, работников профессионально-технических учебных заведений – всех тех, кто для защиты своих прав и интересов объединился в профсоюз. Отраслевое соглашение должно было начать свое действие  именно с 2012 года. Однако Соглашение было заблокировано. Даже переговоры выглядели так, как-будто  не результат важен, а только лишь процесс. Без всякой дипломатии необходимо сказать, что вина в том, что работники украинской строительной отрасли не получили надлежащей защиты своих трудовых и социальных прав, лежит на отраслевом объединении работодателей.

Почему же эта малоизвестная организация одновременно получила такое значительное влияние с негативным характером на 400тысч строителей нашей страны? Ответ прост - соответственно новому " Закону о социальном диалоге в Украине "организация работодателей получила свидетельство о своей репрезентативности, то есть на право участия в коллективных переговорах по заключению Отраслевого соглашения. Не много – не мало, но уже более полутора лет, с января 2012 года, Всеукраинскому объединению областных организаций работодателей удается избегать содержательного диалога. Сначала стороны договорились по проекту Отраслевого соглашения и подписали в июле 2012 года протокол про завершение коллективных переговоров, но уже через две недели объединение работодателей отказалось от своей подписи и уклонилось от заключения Соглашения. В августе месяце Профсоюз, будучи ответственным социальным партнером, согласился сесть в рамках консультаций обсудить те нормы, которые вызвали наибольший протест у работодателей. В сентябре был заключен новый текст проекта Отраслевого соглашения, но… работодатели опять отказались от него. Сесть за стол консультаций с профсоюзом и отраслевым министерством представителей бизнеса заставила лишь угроза профсоюза начать коллективный трудовой спор, а также жесткая оценка нового Министра Темника Г.П., который в своем письме Кабинету министров Украины охарактеризовал действия работодателей как «блокирующие подписание согласованного проекта».

С чем же сели стороны за круглый стол? С тем же, с чего и начали – возражения работодателей брать на себя какие-либо трудовые и социальные обязательства перед членами профсоюза. О чем идет речь?

Прежде всего, о зарплате. Профсоюз, высказывая позицию своих членов, заявляет о том, что тарифная ставка (основная зарплата без доплат и премий), например, работника третьего разряда, которая сейчас должна быть не меньше 1790 гривен, не соответствует стоимости жизни и трудовому вкладу работника в строительство объектов или производство стройматериалов. Эта тарифная ставка должна быть увеличена, как минимум, на размер налога с доходов физических лиц – 15% (который сейчас не включен в прожиточный минимум) и увеличена как минимум на 10%, исходя из того, что в строительной отрасли люди работают в тяжелых и вредных условиях труда, а вместе это составляет минимум 2265 гривен.

Работодатели, как и раньше, отказываются давать такую гарантию, мотивируя сложными условиями развития строительной отрасли и экономическим кризисом; и даже существующую зарплату в большинстве случаев не разрешают выплачивать вовремя. Причем, этот аргумент повторяется из года в год. И в 2000 году, когда прожиточный минимум был всего лишь 270 гривен, и в 2007 – когда был пик строительного производства, и в 2012.

Во вторых. Главное противоречие между профсоюзом и организацией работодателей заключается в вопросе защиты рабочих мест и регулировании массовых сокращений. Работодатели хотят поднять показатель с существующих 3% до 10%,  после чего сокращения станут массовыми. А профсоюз настаивает, что даже при сокращении трех работников из ста  в трудовом коллективе  работодатель обязан вести консультации с профсоюзом  и органами власти, осуществлять мероприятия, направленные на избежание массовых увольнений, а также трудоустройство уволенных работников. Кроме того, профсоюз против принуждения работников к написанию заявлений на отпуск за свой счет; установления сокращенного рабочего дня или недели длительностью менее 32 часов. Работодатели объясняют причиной такого уровня норм необходимостью увеличить гибкость приема и увольнения работников, а также возможностью создания в таких условиях новых рабочих мест. Правда мы не знаем, о каких рабочих местах идет речь, так как разговор в указанных нормах идет о сокращении, а не о приеме на работу.

В третьих. Камнем преткновения консультаций стало обеспечение безопасных рабочих мест для работников отрасли. Работодатели, отвергая свои обязательства ежегодно увеличивать расходы на охрану труда, отметили, что в строительстве всегда будут вредные и опасные условия труда – и с этим ничего нельзя поделать. Профсоюз не принимает такого циничного подхода к проблеме безопасности труда и настаивает: при надлежащем внимании к работникам и финансировании мероприятий по охране труда есть и должна быть возможность уменьшения  уровня травматизма в строительстве. Более 100 смертельных случаев в год с нашими коллегами – это не только печальная, но и неприемлемая статистика, за которой судьбы строителей и их семей.

Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов Украины вел, ведет и будет вести активную работу по защите беспрецедентного наступления на трудовые и социальные права, которое происходит сейчас в ходе консультаций по Отраслевому соглашению со стороны работодателей.

Руководящие органы Профсоюза – Пленум ЦК и его Президиум – жестко высказались о требуемых работодателями уступках. Члены профсоюза готовы к мобилизации в рамках коллективного трудового спора по защите Отраслевого соглашения.

Победа в этой борьбе реальна и возможна только при участии каждого члена профсоюза!

 

                                                                              ВАСИЛИЙ АНДРЕЕВ, Председатель               

                                                 профсоюза работников строительства и промышленности

                                                 строительных материалов Украины.

 

 

 

 

       Во Всеобщей Конфедерации Профсоюзов

   

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ВКП

ПО ВОПРОСАМ ОХРАНЫ ТРУДА, ЭКОЛОГИИ, ЗДОРОВЬЯ

И СОЦИАЛЬНОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ ТРУДЯЩИХСЯ

 

18 октября в Москве во Дворце труда прошло заседание Комиссии ВКП по вопросам охраны труда, экологии, здоровья и социального обеспечения трудящихся.

Состоялись выборы руководства Комиссии.

Сопредседателями Комиссии избраны:

Барабанов Леонид Васильевич– председатель Гомельского областного объединения профсоюзов, Республика Беларусь;

Бондарев Василий Ильич– председатель Международного объединения профессиональных союзов «Электропрофсоюз».

Заместителями председателя Комиссии избраны:

Папаев Сергей Тихонович– директор Открытого института охраны труда, промышленной безопасности и экологии Академии труда и социальных отношений, кандидат технических наук, профессор;

Роик Валентин Дементьевич– главный научный сотрудник НИИ труда и социального страхования Минздрава Российской Федерации, доктор экономических наук, профессор.

Комиссия обсудила проблемы пенсионного обеспечения населения в странах Содружества.

Заместитель генерального секретаря ВКП В.С. Юрьев в своём вступительном слове подчеркнул, что заседание Комиссии ВКП проводится в преддверии рассмотрения в ноябре с.г. на заседании Исполкома ВКП вопроса: «Об участии членских организаций ВКП в солидарной кампании профсоюзов «За достойную пенсию» в 2012–2013 гг.», и выводы, предложения Комиссии найдут отражение в подготавливаемых проектах документов.

В приветственном обращении к участникам заседания вице-президент ВКП, председатель Федерации профсоюзов работников лесных отраслей СНГ В.П. Карнюшин отметил, что «проблема достойных пенсий сегодня вызывает всеобщую озабоченность, требующую для своего решения широкого сотрудничества и координации усилий на национальном и международном уровнях». Модернизация пенсионной системы диктует необходимость комплексного подхода, адекватных изменений в области заработной платы и системы налогообложения, в финансовой инфраструктуре, экономике и, конечно, экономического роста стран Содружества. ВКП занимает последовательную позицию и настаивает на обязательном участии профсоюзов в управлении пенсионным обеспечением, включении этих вопросов в генеральные, отраслевые (тарифные) соглашения.

Перед участниками заседания с докладом выступил председатель Международной ассоциации пенсионных и социальных фондов, первый заместитель председателя Правления Пенсионного фонда Российской Федерации А.В. Куртин. Он рассказал практике работы стран СНГ, входящих в Международную ассоциацию пенсионных и социальных фондов, в решении вопросов социальной защиты населения, в частности осуществления пенсионных реформ.

Доктор экономических наук, профессор В.Д. Роик представилдоклад на тему «Пенсионные реформы в СНГ: результаты и перспективы», который был посвящён экономическим, финансовым и правовым аспектам формирования и функционирования институтов обязательного социального страхования.

Члены Комиссии поддержали предложения:

о целесообразности рассмотрения на заседании Исполкома ВКП (15 ноября 2013 года) информации «Об участии членских организаций ВКП в солидарной кампании профсоюзов «За достойную пенсию» (2012–2013 гг.);

о необходимости продолжить в 2014–2017 гг. в регионе профсоюзную солидарную акцию «За достойную пенсию».

 

Комиссия рассмотрела вопрос: «Организация лечения и оздоровления детей из районов Беларуси и России, наиболее пострадавших от катастрофы на Чернобыльской АЭС в период 2011–2013 гг.». О работе в этом направлении подробно рассказала заместитель начальника Департамента социальной политики и информационного обеспечения Постоянного комитета Союзного государства О.Е. Виноградова.

Комиссия приняла решения по рассмотренным вопросам. Одобрен перспективный план работы Департамента ВКП на 2012–2017 гг.

 

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ВКП ПО ГУМАНИТАРНОМУ СОТРУДНИЧЕСТВУ И ИНФОРМАЦИИ

31 октября в Москве во Дворце труда состоялось заседание Комиссии ВКП по гуманитарному сотрудничеству и информации. В её работе приняли участие члены комиссии, представители Международных отраслевых объединений профсоюзов, Научного центра профсоюзов, Профиздата.

Заседание открыл вступительным словом заместитель генерального секретаря ВКП В.С. Юрьев, который рассказал о работе Конфедерации за прошедший после VII съезда период. Он выразил благодарность Т.С. Огородовой за многолетнюю плодотворную деятельность на посту председателя Комиссии и внёс предложение избрать председателем Комиссии Косолапова Геннадия Николаевича, генерального секретаря Международной конфедерации профсоюзов железнодорожников и транспортных строителей. Решение было принято единогласно.

      Рассмотрен вопрос «Об участии профсоюзов в подготовке и праздновании 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941–1945 годов». С сообщением выступил представитель Координационного совета Международного союза «Содружества общественных организаций ветеранов (пенсионеров) независимых государств», генерал В.Н. Дубнюк. Он подробно рассказал о решениях Совета глав государств по данному вопросу, о большой и многоплановой работе, проводимой ветеранскими организациями.
        Заместитель руководителя Департамента ВКП по вопросам охраны труда, здоровья и гуманитарным проблемам В.Н. Соловьев в своём выступлении остановился на добрых традициях празднования этой даты в профсоюзном движении, особо подчеркнул необходимость внимания профсоюзов к социальным нуждам ветеранов, воспитания молодёжи в духе уважения к героическим свершениям предшествующих поколений.


         Было решено просить членские организации ВКП представить предложения в совместный План мероприятий профсоюзных и ветеранских организаций по подготовке и празднованию 70-летия Победы в Великой Отечественной войне 1941-1945 годов и внести проект на рассмотрение Совета ВКП.

       Комиссия рассмотрела вопрос «О некоторых итогах детской оздоровительной компании 2013 года и участии профсоюзов».
ВКП уделяет постоянное внимание проблемам летного отдыха и оздоровления детей, участию в этой работе членских организаций. Исполком ВКП рассмотрел и обобщил опыт работы в этом отношении профцентров Таджикистана и Украины, ряда международных отраслевых объединений. Как результат сегодня этому направлению стали больше уделять внимания практически все членские организации.


          О работе Федерации независимых профсоюзов России рассказал руководитель Департамента социального развития ФНПР К.В.Добромыслов. Он отметил, что число детей, охваченных организованным детским отдыхом сократилось в России за последние годы в 4 раза. Однако ситуация постепенно меняется. В основном удалось преодолеть позицию, навязанную в свое время псевдодемократами, о том, что объекты социальной сферы не должны быть на балансе предприятий и что это не дело профсоюзов. С 2010 года ФНПР вновь активно включилась в решение этой важнейшей социальной проблемы. Она стала предметом рассмотрения на Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений. Минтруд РФ определён головным исполнителем в этом вопросе. В 2013 году число отдохнувших детей в сравнении с 2012 годом впервые увеличилось на 133 тысячи.
         Департамент социальной политики Российского профсоюза железнодорожников и транспортных строителей провёл презентацию видеофильма о работе профсоюза по организации летнего отдыха.
Принято решение просить членские организации ВКП представить информацию об итогах детской оздоровительной компании 2013 года и участии профсоюзов для подготовки материалов на рассмотрение Совета ВКП

 

      Комиссия рассмотрела вопрос «О дальнейшем совершенствовании информационной работы профсоюзов». С сообщением «Состояние и некоторые меры по активизации информационного обмена в рамках ВКП» выступил руководитель Центра общественных связей ВКП П.А.Чеботарев. Он напомнил, что VII съезд ВКП определил приоритетным направлением информационной деятельности ВКП всемерное развитие многообразных информационных связей с членскими организациями. В реализации этой установки имеются заметные результаты, и сегодня с полным основанием можно говорить, что сформировано единое информационное пространство профсоюзного движения в регионе. Однако и неиспользованных возможностей ещё очень много. Достигнутый уровень необходимо поддерживать, подтягивать отстающих, обогащать информационные связи обогащать, опираясь на современную технику и повышение квалификации профработников и актива.


           Комиссия одобрила ряд практических организационных и технических мер в этом отношении, приняла решение с учётом опыта членских организаций разработать обновленную версию Концепции информационной деятельности ВКП и внести её на рассмотрение Исполкома ВКП.

 

        О практике применения сетевых информационных технологий в работе отраслевого профсоюза рассказал директор по развитию OOO «Интер Медиа» В.В. Рыжков. Такой проект успешно осуществляется в Российском профсоюзе железнодорожников и транспортных строителей. Это позволило автоматизировать процесс сбора, обработки, хранения и анализа финансовой и части организационной документации. В системе используются как уже имеющиеся на рынке программные продукты, так и собственные оригинальные разработки. Разработка и реализация проекта активизировали контакты профкомов с членами профсоюза, время председателей высвободилось для живой работы с людьми. Интересным новшеством явилось введение электронного профсоюзного билета, по которому, в частности, предоставляются скидки в ряде сетевых магазинов и предприятиях сферы услуг. Это стало дополнительным мотивационным фактором членства в профсоюзе. Такая практика используется также профсоюзами Республики Молдова.

        Преимуществом проекта является его универсальность и возможность адаптации условиям других отраслей, а также расширения круга решаемых задач.

 

      В ходе обмена мнениями участники заседания подчеркнули необходимость постоянно держать в поле зрения информационное направление работы профсоюзов, высказали предложения по рассмотрению актуальных проблем на последующих заседаниях Комиссии.

 

 

                ПРИОРИТЕТЫ ПРОФСОЮЗНОЙ ДВАДЦАТКИ (L20)

НА ПЕРИОД РОССИЙСКОГО ПРЕДСЕДАТЕЛЬСТВА  В «ГРУППЕ 20»

 

В Москве 18-19 июля 2013 года прошёл Саммит L20 (“Labour20”) – международная встреча профсоюзных лидеров стран «Группы 20» (G20). Тема Саммита: «Противодействие кризису занятости в странах «Группы 20». Разговор шёл об устойчивом и сбалансированном росте, о создании качественных рабочих мести финансовом регулировании, о приоритетах председательства Российской Федерации в «Группе 20».

«Несвоевременный переход от методов стимулирования к жёстким мерам экономии привёл к нападкам на институты рынка труда. Жёсткие меры не сработали и спровоцировали вялый глобальный рост, критические уровни безработицы и усиление социальных волнений, которые мы наблюдали от Турции до Болгарии и Бразилии», - отметил Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу.

В ходе Саммита L20 рассматривались дальнейшие шаги во взаимоотношениях «профсоюзной двадцатки и представителей бизнес-сообщества  (В20)  стран «Группы 20». Было принято обращение для лидеров и министров «Группы 20», выработан целый ряд рекомендаций и ключевых посланий к совместному заседанию министров финансов и труда «Группы 20», а также к встрече лидеров «Группы 20» в сентябре 2013 года.

Кроме того, состоялась встреча представителей L20 с министрами труда и занятости G20, где социальные партнёры поделились с министрами своим видением приоритетов в сфере занятости и развития рынка труда. С изложением различных аспектов профсоюзной позиции выступили Председатель ФНПР Михаил Шмаков, Генеральный секретарь Международной конфедерации профсоюзов Шаран Барроу, Генеральный секретарь Профсоюзного консультативного комитета при ОЭСР Джон Эванс, Генеральный секретарь Всеобщей итальянской конфедерации труда Сузанна Камуссо, секретарь по международным связям Центрального объединения трудящихся Бразилии Жово Антонио Фелисио, заместительПредседателя Всекитайской Федерации профсоюзов Чжан Шипин, член Исполкома Конгресса южноафриканских профсоюзов Луиза Типи.

 

 

ПРОФСОЮЗНОЕ ЗАЯВЛЕНИЕ L20

К СОВМЕСТНОМУ ЗАСЕДАНИЮ МИНИСТРОВ ФИНАНСОВ И МИНИСТРОВ ТРУДА ГРУППЫ 20

МОСКВА, РОССИЯ 18-19 ИЮЛЯ 2013 ГОДА

 

1. Инициатива о проведении саммитов на уровне  глав государств и правительств Группы 20 в 2008 году была критически важной реакцией ведущих экономик мира на вызовы глобального финансового кризиса. Группа 20 стала отражением новых реалий смещения в распределении экономической власти, включив в себя как развитые, так и развивающиеся экономики. Скоординированные действия Группы 20 по поддержке спроса и банковской системы позволили избежать глобального обвала экономики в первые два года кризиса. Начиная с 2010 года многие правительства предпочли меры жесткой экономии, вместо того, чтобы сосредоточиться на создании уверенного и устойчивого долгосрочного роста. В результате через пять лет после начала кризиса мировая экономика снова стоит перед угрозой углубления рецессии в промышленно развитых странах Группы 20 и замедления роста в странах с развивающейся экономикой. Те самые финансовые учреждения, которые были спасены налогоплательщиками, сейчас спекулируют против государств, которые их спасли. Страны Группы 20 в настоящее время сталкиваются с чрезвычайной ситуацией в сфере рабочих мест и кризисом доверия к руководству, что может оказаться столь же опасным, как и кризис 2008 года. Группа 20 должна стремиться к новым импульсам для экономического лидерства, и показать, что она готова выполнить прошлые и будущие обязательства.

2. Рост безработицы и дефицит достойного труда стали ключевыми проблемами, с которыми сталкивается Группа 20. В условиях стагнации или сокращения производства в значительной части экономик Группы 20, уровень безработицы будет расти во многих странах, угрожая превысить на глобальном уровне и без того неприемлемый порог в 200 миллионов безработных. За этими цифрами скрывается 39 миллионов женщин и мужчин, потерявших работу с начала кризиса. Во многих развивающихся странах и странах с быстро растущей экономикой продолжение кризиса сводит на нет усилия по сокращению неформальной занятости путем перехода на более производительные рабочие места. Столь же острую тревогу вызывает тот факт, что более 40% безработных, т.е. почти 75 миллионов, являются молодыми людьми в возрасте дo 25 лет. Разрушительное воздействие кризиса выразилось в том, что безработица среди молодежи достигла 56% в Испании, и 38% в Португалии и Италии. По данным Международной организации труда (МОТ), в Европейском союзе безработица среди молодежи останется на уровне, превышающем 17%, вплоть до 2015 года. Это пустая трата нашего самого драгоценного ресурса - молодежи, - которая рискует получить неустранимый травмирующий опыт пребывания за пределами, как рынка труда, так и системы образования.

3. Системы социальной защиты в промышленно развитых странах сыграли важную роль стабилизаторов в первые годы кризиса; однако теперь они нахо­дятся под ударом из-за сокращения государственных расходов. Меры жесткой экономии приводят к все более многочисленным нарушениям основополагающих стандартов в сфере трудовых отношений. Кроме того, на глобальном уровне 84% из тех, кто потерял работу во время кризиса, не имеют страхования на случай безработицы. В результате они вынуждены соглашаться на неформальную занятость, чтобы выжить. Для того чтобы к 2015 году вернуться на докризисный уровень занятости, необходимо каждый год создавать 21 млн. рабочих мест, однако странам Группы 20 далеко до достижения этих показателей. По оценкам МОТ, необходимы 600 млн. рабочих мест в течение следующего десятилетия для снижения безработицы до докризисного уровня и создания новых рабочих мест для тех, кто приходит на рынок труда. В этом отношении глобальная экономическая ситуация и текущая политика отклонились от курса и должны быть незамедлительно скорректированы.

4. Рост неравенства доходов сейчас признается фактором, способствующим образованию финансовых пузырей и нестабильности рынка. Тем не менее, неравенство продолжает расти, не ослабевая в большинстве стран Группы 20. В то время как медианный доход был в состоянии стагнации в промышленно развитых странах, в 2012 году наиболее богатые слои населения стали на 241 млрд. долларов богаче, а доходы наиболее бедных 10%, начиная с 2007 года, сокращались со скоростью 2% в год[1]. В 17 странах ОЭСР неравенство в распределении доходов (до налогообложения) и прибылей выросло за последние 3 года больше, чем за предшествовавшие 12 лет.  Хотя частный сектор продолжает накапливать богатство, он не инвестирует в достаточной степени, чтобы обеспечить экономический рост. В США в 2010 году 98% доходов от роста ВВП были распределены в пользу одного процента самых богатых. Это не только несправедливо, это лишает всякой надежды на возобновление роста потребления или роста инвестиций в частном секторе и, следовательно, подрывает любое устойчивое, долгосрочное восстановление экономики. Напротив, расходы на сферу общественного обслуживания, которая обеспечивает более чем пропорциональный рост социальной зарплаты наименее обеспеченных людей и осуществляет контрциклическое инвестирование, сокращают. Это происходит в то самое время, когда люди с низкими доходами находятся в наиболее уязвимом положении и чувствуется острая необходимость в автоматических экономических стабилизаторах[2].

5. Эта мрачная экономическая и социальная ситуация ведет к утрате веры в руководство во многих странах Группы 20 и, в конечном счете, к кризису общественного доверия. Глобальный опрос среди широкой общественности в 13 странах, проведенный в 2012 году[3], показал следующее: для 35% людей угроза остаться без работы возросла за последние два года; 71% считают, что трудовое законодательство не предоставляет им адекватную защиту; 58% считают, что их доходы отстают от стоимости жизни; 1 из 7 человек считают себя бедными - без достаточных средств на предметы первой необходимости, такие как жилье, продукты питания и электроэнергию; 67% предполагают, что будущие поколения будут жить хуже, чем они лично в настоящее время; а 58% думают, что их страна движется в неверном экономическом направлении. Кроме того, 67% респондентов считают, что избиратели не оказывают существенного влияния на экономические решения. Правительства, проводящие меры жесткой экономии, сокращают расходы именно на те системы общественного обслуживания, которые люди ценят более всего - на доступное здравоохранение (93%), образование (94%), достойное пенсионное обеспечение (91%) и уход за детьми (90%). Эти результаты символизируют отсутствие в настоящее время доверия и уверенности в людях, принимающих политические и экономические решения.

6.L20 последовательно призывала правительства Группы 20 поставить проблему занятости в центр их стратегий восстановления экономики и укреплять институты рынка труда, в целях достижения справедливого распределения доходов. L20 и B20 совместно настоятельно рекомендовали рассматривать занятость в качестве основной проблемы на саммитах в Каннах и Лос-Кабосе «в целях снижения уровня безработицы и предотвращения риска роста доли населения, теряющего веру в глобальную экономику»[4]. Обязательства министров труда и лидеров Группы 20 в области занятости на саммите в Лос-Кабосе, в случае их выполнения, будут иметь существенное значение для восстановления роста занятости. Однако до тех пор, пока они остаются только предложениями в коммюнике и не превращаются в действия, результатом будет дальнейшее снижение доверия со стороны граждан к готовности и способности правительств Группы 20 принимать последовательные политические меры. Настало время принимать конкретные шаги. B20 и L20 совместно призывают к наращиванию инвестиций в инфраструктуру, расширению масштабов образования и мерам по формализации бизнеса и рабочих мест в растущем неформальном секторе экономики. L20 и B20 заключили соглашение о качественном профессиональном образовании, чтобы обеспечить его предоставление на уровне государств и корпораций в широком масштабе.

7. Решение в период председательства России в Группы 20 о проведении первого совместного заседания министров труда и занятости и министров финансов предоставляет возможность для повторного инициирования Плана действий для поощрения роста и создания рабочих мест для экономик Группы 20, для восстановление уверенности в том, что взятые в прошлом обязательства будут выполняться, и для проведения в жизнь Глобального пакта о рабочих местах МОТ, вновь подтвержденного региональным совещанием МОТ Европы и Центральной Азии. L20 призывает министров труда и занятости и министров финансов Группы 20:

  • Предпринимать целенаправленные действия для поддержки совокупного спроса и занятости в тех странах, которые сталкиваются с серьезным замедлением роста экономики или сползают в рецессию;
  • Немедленно остановить проведение мер жесткой экономии и соответствующие сокращения расходов в секторах, обеспечивающих социальную поддержку, облегчающих производительную экономическую деятельность и служащих основой стабильного осуществления государственных функций;
  • Поддерживать инвестиции в инфраструктуру, образование и качественные государственные услуги, в том числе в «экономику ухода» с целью повышения долгосрочного производственного потенциала, а также поддерживать переход к низко-углеродной экономике путем, среди прочего, привлечения пенсионных фондов наемных работников для достижения этой цели;
  • Принимать решительные меры по противодействию эрозии налоговой базы и достижению реформы налоговых систем, с тем, чтобы двигаться в направлении более прогрессивного налогообложения на более широкой основе. Поддерживать это путем сдвига налогообложения от занятости к экологически вредным и непроизводительным видам деятельности;
  • Обеспечить финансирование программ, о которых идет речь, добившись, чтобы налоговые поступления не терялись из-за налоговых убежищ. Для этого нужно установить автоматический обмен информацией, а также, чтобы предоставлялись отчеты по каждой стране и осуществлялась взаимная поддержка в борьбе с эрозией налоговой базы и переводом прибыли;
  • Поддерживать и увеличивать расходы на активные программы занятости, осуществлять программы для содействия сохранению рабочих мест и делению рабочего места между несколькими работниками до восстановления роста занятости;
  • Развивать сотрудничество с социальными партнерами для расширения масштабов профессионального образования и программ подготовки, а также обеспечить гарантии рабочих мест для молодежи;
  • Обратить вспять тенденцию роста неравенства доходов путем укрепления института коллективных переговоров и установления твердой минимальной заработной платы в рамках согласованного пакета политических мер для обеспечения всеохватного роста;
  • Добиваться, чтобы женщины получали выгоду от этих политических мер, чтобы избежать дальнейшего увеличения гендерного разрыва в отношении занятости и уровня доходов;
  • Совершенствовать предоставление доступного финансирования для малых и средних предприятий, содействовать их вовлечению в глобальные цепочки создания стоимости, а также добиваться, чтобы они могли обеспечивать достойные условия труда для своих работников;
  • Разработать план действий в поддержку осуществления глобальных минимальных норм социальной защиты, как это было согласовано на прошлых заседаниях Группы 20, а также поддерживать ратификацию конвенций МОТ по вопросам социального обеспечения с тем, чтобы расширять в более общем плане охват систем социальной защиты;
  • Установить целевые показатели или индикаторы занятости для их использования в процессе взаимной оценки Группы 20 в интересах «уверенного, устойчивого и сбалансированного роста»;
  • Предоставить Рабочей группе по вопросам занятости Группы 20 постоянный мандат на осуществление регулярного мониторинга реализации предыдущих договоренностей, начиная с реализации стратегий 2012 года, направленных на повышение занятости молодежи и качества ученичества.

 

8. Чтобы эта политика работала, очень важно, чтобы страны Группы 20 вновь обрели политическую волю и действовали на скоординированной основе. Коммюнике совместного совещания министров должно лечь в основу Заявления лидеров на Санкт-Петербургском саммите и Плана действий. Мы настоятельно рекомендуем провести следующее заседание в сотрудничестве с социальными партнерами в рамках австралийского председательства в Группе 20 в 2014 году для обеспечения оценки реализации согласованных мер.

9. Рост мировой экономики вновь ослаб за 2012 год и, как ожида­ется, будет снижаться в ближайшие два года. С сентября 2011 года МВФ шесть раз подряд пересматривал в сторону понижения прогноз роста мировой экономики. Прогноз глобального роста производства на 2013 год, составляющий 3,2% , еще раз знаменует собой пересмотр в сторону понижения с начала года. Согласно нынешним прогнозам, восемь стран еврозоны будут переживать спад в 2013 году. В целом перспективы роста недостаточны для предотвращения роста безработицы в большинстве стран Группы 20 и на глобальном уровне. Экономический обзор ОЭСР 2013 года предсказывает, что уровень безработицы в странах ОЭСР достигнет 8,1% в 2013 году. Рост реального ВВП стран ОЭСР сократится и составит 1,2%, учитывая, что в зоне евро продолжится рецессия (-0,6%). Эти данные, также как и признание МВФ, что часть мер по консолидации применительно к Греции оказались ошибочными, ясно показывают, что настойчивое проведение в жизнь мер жесткой экономии не приводит к самоподдерживающемуся росту, равно как и к восстановлению доверия инвесторов или потребителей.

10.Учитывая эти неутешительные экономические перспективы, Группа 20 должна выполнить свои обязательства, принятые в Лос-Кабосе, и принять меры для поддержки внутреннего спроса, в том числе путем инвестирования в образование, инновации и инфраструктуру. Меры должны одновременно обеспечивать переход к «зеленой экономике», поскольку это открывает возможности для создания рабочих мест, если навыки соответствуют новым структурным условиям. Такие возможности существуют в ряде секторов, включая производство электроэнергии, энергетическую эффектив-ность и модернизацию, общественный транспорт и развитие сельской местности. Политические меры, содействующие зеленому, устойчивому и всеобъемлющему росту, помогут восстановить общественное доверие к политике и экономическому будущему.

11. Для реализации этих мер требуется, чтобы правительства были в состоянии проводить эффективную политику и оказывать услуги, необходимые для производительной и растущей экономики. Восстановление доверия к правительствам, особенно в связи с реформами, предполагает, что общественный договор должен укрепляться, а не ослабляться. Восстановлению общественного доверия служит обеспечение качественного общественного обслуживания и доступности таких лежащих в основе общества систем, как государственное управление, прочная правовая система, здравоохранение, образование и другие важные услуги.

12. Перед лицом существующей ситуации L20 призывает министров договориться – в рамках Плана действий для поощрения роста и создания рабочих мест Группы 20 - о ряде мер по поддержке спроса, улучшая при этом социальную и экономическую инфраструктуру. Им следует:

  • Сместить фокус бюджетной политики от мер жесткой экономии к поддержке создания качественных рабочих мест и решению проблемы бюджетных дисбалансов посредством способствующих росту мер за счет повышения соответствующих налоговых поступлений в среднесрочной перспективе;
  • Принимать решительные меры для противодействия эрозии налоговой базы, поддержать установление автоматического обмена информацией между национальными налоговыми органами и поддерживать установление налога на финансовые сделки;
  • Расширять инвестиции в инфраструктуру, отдавая приоритет проектам, способствующим экономическому росту и созданию рабочих мест, включая «зеленые» инвестиции и создание рабочих мест в рамках национальной зеленой экономики и стратегии устойчивого развития;
  • Привлекать пенсионные фонды наемных работников для финансирования устойчивых долгосрочных инвестиций и совершенствования отчетности и прозрачности по всей цепочке инвестиций;
  • Поддерживать качественные государственные услуги в сфере «экономики ухода»  - такие как уход за ребенком, услуги для пожилых и больных людей, - с тем чтобы облегчить неоплачиваемую работу, создавать рабочие места, поддерживать участие женщин на рынке труда и снижать уровень нестандартной занятости;
  • Инвестировать в образование, обучение в течение всей жизни и инновации, чтобы поддерживать создание условий для достойного труда;
  • Быть приверженными соглашению о принципах зеленой экономики, которые должны включать в себя справедливость, гендерное равенство, достойный труд, в том числе, профсоюзные права, демократию и справедливые условия перехода для наемных работников.

 

13. Правительства Группы 20 должны извлечь уроки из мер в отношении рынка труда, которые принимались с начала кризиса с целью борьбы с ростом безработицы. Сохранение работников на рабочем месте или месте обучения является менее дорогостоящим в экономическом или социальном плане, чем видеть их безработными или исключенными из рабочей силы. Поскольку долгосрочная безработица растет вместе с увеличением продолжительности кризиса, она создает риск нанесения разрушительного долгосрочного экономического и социального ущерба.

14. На предыдущих заседаниях Министров труда Группы 20 признавалось, что деление рабочего места между несколькими работниками и применение схем сокращенного рабочего времени, согласованных между администрацией фирм и профсоюзами и поддерживаемых за счет государственных расходов, приносит пользу. Они оказывались наиболее эффективными, когда были связаны с расширением возможностей для обучения, что, в свою очередь, обеспечивает непрерывное реинвестирование в квалификацию рабочей силы. Исследования МОТ и ОЭСР показали, что целевые расходы на активные программы для рынка труда и программы повышения квалификации работников, могут увеличить занятость в среднесрочной перспективе. Тем не менее, в некоторых странах Группы 20 в условиях урезания государственных расходов эти схемы уменьшаются в масштабе или ограничиваются, в то время как их необходимо расширять. В ряде стран Группы 20 с быстро растущей экономикой активные программы занятости оказались весьма эффективными, особенно в сельскохозяйственном секторе.

15. Насущная необходимость активной политики в отношении рынка труда особенно очевидна в случае с молодежью. Рабочая группа G20 по вопросам занятости подготовила подробные рекомендации по обеспечению занятости молодежи в 2012 году. Политика правительств Группы 20 должна теперь их учитывать, поскольку они сталкиваются с тревожными уровнями безработицы среди молодежи, которые часто в два раза выше, чем среди взрослых. Молодых людей часто принуждают соглашаться на временную работу или неформальные условия занятости. План действий ОЭСР «Дать молодежи лучшие начальные условия» является значимым первым шагом в этом направлении. L20 готова сотрудничать с правительствами и бизнесом в поисках решения этой сложной задачи, начиная с реализации инициативы L20/B20 в отношении профессионального образования.

16. L20 призывает министров финансов и министров труда и занятости:

  • Увеличить расходы на активные программы содействия занятости населения; оказать поддержку схемам краткосрочной занятости, там, где эти схемы представляют собой необходимую альтернативу безработице;
  • В рамках пакта Группы 20 о молодежной занятости обеспечить, чтобы молодые люди, завершившие курс обучения в образовательных учреждениях, могли получить достойное рабочее место или место для совершенствования своих профессиональных навыков;
  • Продолжать политику инвестирования в профессиональное образование и повышение квалификации;
  • Совместно с социальными партнерами работать над тем, чтобы установить, на уровне каждого государства, обязательные стандарты программ профессионального образования и интернатуры; обеспечить, чтобы молодые трудящиеся получали справедливую заработную плату и адекватную финансовую поддержку в случае безработицы;
  • Поощрять активное участие социальных партнеров, в том числе профсоюзов, в разработке и проведении в жизнь политики в сфере профессионального образования и повышения квалификации; создать возможности для трудящихся для дополнительного обучения на рабочих местах, чтобы обеспечить их мобильность на рынке труда. Совместно с другими министерствами работать, чтобы обеспечить инвестиции в инфраструктуру, систему образования, программы обучения и повышения квалификации, а также в инновации.

 

17. Правительства должны пересмотреть рекомендации, на которых основана структурная политика, чтобы развернуть в обратном направлении тенденцию роста неравенства доходов. Для этого необходимо перейти к экономической модели, предполагающей более всеохватный экономический рост; модели, которая укрепляла бы такие институты рынка труда, как система коллективных переговоров и установление минимального размера оплаты труда. В годы кризиса государственный сектор, государственные субсидии и относительно высокий уровень минимального размера оплаты труда доказали свою эффективность в качестве инструментов стабилизации спроса. В долгосрочной перспективе они необходимы для обеспечения всеохватного экономического роста. Группе 20 следует включить эти меры в свои планы и добиваться включения таких принципов, как достойный труд, социальная справедливость, равенство, соблюдение прав трудящихся и профсоюзных прав, в число новых Целей развития тысячелетия на период после 2015 года.

18. Несмотря на данные доказательства, правительства некоторых стран Группы 20 продолжают добиваться гибкости, понимаемой как синоним сокращения регулирования на рынках труда, и сокращения государственных расходов, представляя эти меры, наряду с мерами жесткой экономии, ответом на кризис. Структурные реформы часто использовались для того, чтобы замаскировать атаку на систему коллективных переговоров, уровень заработной платы, профсоюзные права и активы государства. Такие “реформы” увеличивают уже существующее неравенство и, в долгосрочной перспективе, наносят урон социально-экономическому порядку в целом. Они приводят к еще большему росту неравенства и, передавая все больше функций обслуживания частному сектору, сокращают возможности для проведения активной государственной политики в будущем. Помимо этого, сокращение государственных расходов часто оказывает непропорционально тяжелое воздействие на женщин, увеличивая лежащую на них работу по уходу и ограничивая их участие в формальном рынке труда. Кроме того, меры жесткой экономии приводят к сокращению доверия, как по отношению к экономическим перспективам, так и по отношению к государству. Падение доверия выражается в недостаточном совокупном спросе и уровне инвестиций. Ситуация усугубляется резким сокращением рабочих мест в государственном секторе, которые всегда удерживали от падения потребительский спрос в периоды экономических спадов. Более того, происходит беспрецедентный рост неформальной и неустойчивой занятости. В общем, такая политика не обеспечит ни устойчивого роста, ни, в долгосрочной перспективе, финансовой стабилизации.

19. Глобальный спрос и экономическое восстановление подрываются растущим неравенством доходов и падением доверия потребителей и инвесторов. Группа 20 должна возглавить движение за политические изменения, в том числе за такие меры, которые будут:

  • Укреплять институты рынка труда и продвигать оптимальные формы установления уровня заработной платы;
  • Увеличивать производительные инвестиции и восстанавливать совокупный спрос на глобальном уровне;
  • Укреплять социальную сплочённость;
  • Обеспечивать инвестиции в сфере общественного обслуживания, которые позволят улучшить ситуацию с распределением богатства в обществе и поддержат систему государственного образования, дающую людям возможность формировать навыки и умения, лежащие в основе их личного благосостояния;
  • Усиливать политику занятости, особенно по отношению к наиболее уязвимым группам;
  • Способствовать равенству и, с помощью систематической оценки последствий различных вариантов политики для гендерного равенства, гарантировать, что гендерный разрыв на рынке труда не будет увеличиваться.

 

20. Борясь с неравенством и разрушительными условиями на рынке труда, L20 настоя­тельно призывает министров труда и занятости и министров финансов Группы 20 увеличить связность между экономической и социальной политикой на уровне отдельных государств и на глобальном уровне обеспечить достойный труд и достаточный уровень спроса, посредством следующих мер в тесном сотрудничестве с социальными партнерами и международными организациями:

  • Расширение системы социальной защиты и прав трудящихся, инвестиции в активную политику занятости, создание рабочих мест, чтобы остановить распространение неустойчивых, неформальных, краткосрочных форм занятости.
  • Установление приемлемого уровня минимальной оплаты труда и предотвращение дефляции, по нисходящей спирали, заработков и цен.
  • Более полное соблюдение международных трудовых стандартов, установленных МОТ; обеспечение ратификации и проведения в жизнь основополагающих конвенций МОТ.
  • Содействие более широкому включению посредством социального диалога и коллективных переговоров.
  • Применение мер «позитивного действия», усовершенствование законодательства и правоприменительных практик, чтобы ликвидировать гендерный разрыв в оплате труда.
  • Реформа налоговой политики, чтобы сделать ее более прогрессивной и, одновременно, обеспечить более высокий уровень исполнения налогового законодательства.

 

21. Группа 20 обратила внимание на важную роль, которую играют малые и средние предприятия в создании рабочих мест. Укрепление способности небольших предприятий расти и создавать качественные рабочие места должно быть частью Плана по созданию рабочих мест. Одной из проблем, которым должно быть уделено первоочередное внимание, является нехватка финансирования средних и малых предприятий в результате банковского кризиса. Правительства должны достичь соглашения с банками о целях предоставления займов и расширении кредита для средних и малых предприятий. Эти меры могут быть поддержаны гарантиями займов и программами, предоставляющими средним и малым предприятиям возможность развивать свой экспортный потенциал и получать доступ к добавленной стоимости в глобальных цепочках создания стоимости. В настоящее время господство над рынком небольшого количества международных закупщиков слишком часто не только лишает малые и средние предприятия их прибылей, но и приводит к ухудшению условий труда и нарушению прав трудящихся. Налоговые режимы, позволяющие ТНК уходить от налогов, которые те должны платить, также ставят малые и средние предприятия в невыгодное положение.

22. Правительства должны применять согласованные политики, нацеленные на то, чтобы:

  • Обеспечить предоставление необходимых финансовых средств для роста средних и малых предприятий;
  • Поощрять развитие моделей бизнеса, которые позволяют увеличивать количество качественных рабочих мест, таких как кооперативы и сети фирм;
  • Гарантировать, чтобы малые и средние предприятия не оказывались бы в неблагоприятном положении на рынке, устанавливая уместные и сопоставимые средние налоговые ставки для ТНК;
  • Гарантировать соблюдение основополагающих прав трудящихся во всех звеньях цепочек поставок и принять меры, ориентированные на то, чтобы обеспечить должную добросовестность ТНК и международных брендов как по отношению к соблюдению прав трудящихся, так и по отношению к тому, чтобы их ценовая политика позволяла создавать достойные рабочие места;
  • Принять серьезные меры, чтобы обеспечить переход людей, занятых в неформальной экономике к деятельности в формальном секторе.

 

23. Для того чтобы начать восстановление доверия граждан к деятельности Группы 20, правительствам стран Группы 20 необходимо показать, что у них есть совокупность взаимосвязанных и согласованных на международном уровне политик, нацеленных на преодоление социальных последствий последнего глобального кризиса и его воздействия на рынок труда. Совместная встреча министров труда и занятости и министров финансов предоставляет возможность сделать это. В связи с этим, необходимо, чтобы правительства выполняли ранее принятые обязательства и те обязательства, которые будут приняты в последующем. Мы позитивно относимся к тому обстоятельству, что Рабочая группа по вопросам занятости должна получить отчеты о действиях, предпринятых правительствами стран Группы 20, чтобы выполнить ранее взятые обязательства. Рабочая группа по вопросам занятости должна применять обзоры выполнения решений на практике. Начать нужно с того, как проводится в жизнь Стратегия по занятости молодежи 2012 года. Рабочая группа по занятости совместно с Рабочей группой по содействию развитию должна предложить план действий по проведению в жизнь рекомендаций о разработке и финансировании глобальных минимальных норм социальной защиты. Рабочая группа по занятости должна установить ясные контрольные цифры и индикаторы по занятости для стран Группы 20, а Рабочая группа по реализации Рамочного соглашения должна включить эти контрольные цифры и индикаторы в Процесс взаимной оценки для достижения «уверенного, устойчивого и сбалансированного роста».

24. В свете вышесказанного Группе 20 следует:

  • Продлить полномочия Рабочей группы по занятости и дать ей инструкции по проведению обзоров, чтобы отслеживать проведение в жизнь Плана действий Группы 20 по созданию рабочих мест и решений, принятых на встречах министров;
  • Подтвердить обязательство по проведению в жизнь докладов Рабочей группы о занятости молодежи и о качественном профессиональном образовании;
  • Поддержать совместную инициативу B20 и L20 по распространению качественного профессионального образования;

 

  • Повысить уровень социального диалога в рамках Группы 20, консультаций на международном уровне и на уровне отдельных государств, чтобы обеспечить эффективное проведение в жизнь политических обязательств;
  • Обеспечить присутствие социальных партнеров на саммите в Санкт-Петербурге, чтобы сообщить о рекомендациях и действиях L20 и B20.

 

25. L20 призывает участников первой совместной встречи министров труда и занятости и министров финансов использовать эту возможность, чтобы удвоить свои усилия и активизировать сотрудничество. Экономический, финансовый и социальный кризисы взаимосвязаны. Они обусловлены систематически воспроизводимым неравенством и дисбалансами, которым можно противостоять только посредством набора взаимосогласованных политик. Встреча министров финансов и министров труда и занятости представляет собой шаг в этом направлении. Она не должна остаться единичным событием; напротив, ей следует стать важной частью повестки дня Председательства Австралии в Группе 20 в 2014 году.

 

                 ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ 

                                   ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ

В Москве 11 сентября прошло заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономсовете СНГ, на котором рассмотрены 12 вопросов интеграционного взаимодействия государств Содружества в сфере экономики и социальной политики.

Особый интерес у членов Комиссии вызвали предложения Статкомитета СНГ и Совета руководителей статслужб государств региона по совершенствованию статистической деятельности на пространстве СНГ, основанные на анализе её состояния и выявленных проблемах. Председатель Межгосстаткомитета СНГ В.Л.Соколин в своем докладе выделил следующие направления: 1.Нормативные основы и направления работы. 2.Развитие межгособмена информацией. 3.Взаимодействие с органами отраслевого сотрудничества СНГ.  4.Международное сотрудничество.  5.Повышение квалификации статистиков стран СНГ.  6.Совершенствование методологии, сбор и анализ данных. 7.Основные проблемы совершенствования статистической деятельности в регионе.
         Им были названы важнейшие на современном этапе вопросы совершенствования статистической деятельности на пространстве СНГ. Это, прежде всего, реализация Программы международных сопоставлений (ПМС) валового внутреннего продукта на основе паритета покупательной способности (ППС) валют; создание основы для и подготовки новых требований к данным в странах Содружества; совершенствование статистики международной миграции и миграционных процессов, использование при этом данных национальных переписей населения.

Статкомитетом СНГ были внесены и другие предложения по совершенствованию статистики, включая вопросы изучения благосостояния и условий жизни населения.

Комиссия рассмотрела также четыре вопроса, внесённые Консультативным советом по труду, миграции и социальной защите населения, в разработке которых принимали участие представители ВКП.

Это проекты: Основных механизмов и направлений реализации программ занятости и создания новых рабочих мест; Системы мониторинга и оперативного обмена информацией о состоянии национальных рынков труда и наличии вакантных рабочих мест; Механизмов реализации многосторонних межправительственных документов (соглашений и конвенций), регулирующих защиту прав трудящихся-мигрантов на пространстве Содружества. Была высказана позиция профсоюзов относительно мер, связанных с регулированием рынка труда. Информация по указанным проектам была принята к сведению, документы направлены в Консультативный совет для реализации. По системе мониторинга предложено проработать этот вопрос дополнительно со Статкомитетом СНГ.

Была принята к сведению информация о ходе выполнения Решения Экономсовета СНГ от 12 декабря 2008г. о проекте Протокола о внесении изменений и дополнений в Соглашение о гарантиях прав граждан государств СНГ в области пенсионного обеспечения от 13 марта 1992 года. Она будет направлена в правительства государств региона на согласование для дальнейшего рассмотрения на заседании Экономсовета СНГ.

Комиссия рассмотрела ряд других вопросов.

 

                                        

                                           * * *

 

 

 

 

 

 

 

В выпуске использованы материалы и информация от членских организаций МКП «Строитель»,  ВКП, информационных и профсоюзных сайтов профсоюзов, профсоюзной прессы, других источников.

 

 

                                                      Выпуск подготовили:   Аржанов Г.Д.

                                                                                             Барышев Ю.А.

 



[1]Недавно опубликованные данные ОЭСР (база данных по распределению доходов) показывают, что возросшая безработица и сокращение реальных заработных плат привели к тому, что доходы домохозяйств (включая доходы от капиталовложений) сокращались на 2% в год с момента начала кризиса.

[2]Данные ОЭСР показывают, что именно социальные выплаты и фискальное стимулирование экономики поддержали. платежеспособный спрос и сдержали дальнейший рост неравенства или даже нейтрализовали его

[3]Глобальный опрос МКП, Брюссель, 2012

4Совместное заявление B20 и L20, Канны 2011, Лос-Кабос 2012.