March 12, 2015

Информационный бюллетень № 1(24) 2015

 

Международная конфедерация профсоюзов

работников строительства и промышленности

строительных материалов

(МКП «Строитель»)

 

                                     119119, Москва, Ленинский проспект., 42

                   Тел./факс: 930-96-08                                    Е-mail: stroitel@spectrnet.ru

 

 

 

 

 

 

 

Информационный бюллетень  № 1 (24)

Новости профсоюзного движения

                                                  

                                                          

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

март  2015 г.

 

                       В МКП «Строитель»

 

 

Продолжается подготовка к очередным заседаниям Совета и Исполкома МКП «Строитель», а также «круглого стола» на тему: «Практика и проблемы реализации принципов достойного труда и социальной справедливости в строительной отрасли стран Содружества», которые по приглашению Профсоюза работников строительства и промышленности строительных материалов Российской Федерации и в ходе консультаций с членскими организациями МКП «Строитель» намечено провести в третьей декаде октября 2015 года в г. Москве. Руководителям членских организаций направлен подготовленный аппаратом МКП «Строитель» примерный перечень вопросов (проблем) к обсуждению темы круглого стола (см.стр.29 Бюллетеня).

 * * *

Работники аппарата  МКП «Строитель» приняли участие в работе отчётно-выборной конференции Московского горкома профсоюза строителей России.

                                                * * *                                             

Осуществлялось постоянное взаимодействие, проведен ряд консультативных встреч с руководителями членских организаций, членами Совета, председателем Ревизионной комиссии МКП «Строитель» по различным вопросам деятельности Конфедерации.

 

 

           В членских организациях МКП «Строитель»

        

Казахстан

 

22 декабря 2015 года Министерством Юстиции Республики Казахстан зарегистрирован новый УставОбщественного объединения «Отраслевой профессиональный союз работников строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства».

* * *

8 декабря 2014 года состоялась рабочая встреча руководства Отраслевого профсоюза работников строительного комплекса и жилищно-коммунального хозяйства с председателями профсоюзных организаций жилищно-коммунального хозяйства, в ходе которой были обсуждены практические вопросы реформирования профсоюза и ситуация в профсоюзных организациях ЖКХ, включая ход отчётно-выборной кампании в организациях ЖКХ.

Участники встречи рассмотрели практику применения норм и положений нового Закона Республики Казахстан «О профессиональных союзах».

На обсуждение был вынесен также проект Отраслевого соглашения на 2015-2017 годы. Было решено обсудить проект Соглашения в коллективах.

Соответствующие решения были приняты по всем вынесенным на рассмотрение вопросам.

 

Молдова

 

                      ПРОФСОЮЗЫ МОЛДОВЫ НАСТАИВАЮТ, ЧТОБЫ ПРОВЕРКИ

            ГОСУДАРСТВЕННОЙ ИНСПЕКЦИИ ТРУДА БЫЛИ ЭФФЕКТИВНЫМИ

 

Согласно Закону Республики Молдова № 131/2012 «Об осуществлении контроля над соблюдением работодателями трудовых прав и интересов работников» Государственной инспекции труда следует выполнять определённые требования, которые, по мнению профсоюзов, противоречат Конвенции МОТ № 81.

Например, следует предварительно уведомлять работодателя, подлежащего проверке, не менее чем за 5 рабочих дней, производить проверку только на основании решения руководителя органа, наделённого полномочиями по проведению проверок, осуществлять контроль в срок не более 10 календарных дней, независимо от причины и вида проверки, не производить проверку одного и того же работодателя более одного раза в календарный год и т.д.

В этой связи в июне 2013 года Национальная конфедерация профсоюзов Молдовы направила в адрес Международной организации труда жалобу на Правительство Республики Молдова. Профсоюзы указывали, что положения закона №131/2012 о государственном контроле предпринимательской деятельности, под действие которого подпадает деятельность Государственной инспекции труда, входят в противоречие с требованиями Конвенции МОТ №81 об инспекции труда, ратифицированной Республикой Молдова в 1995 году. 

Как известно, согласно Конвенции МОТ №81, инспекторам труда гарантированно обеспечивается независимая деятельность в осуществлении государственного контроля над соблюдением положений трудового законодательства, а именно: свободный доступ в любое время дня или ночи без предварительного уведомления работодателя во все учреждения, предприятия, подлежащие инспектированию; произведение какого-либо досмотра, проверки или расследования, необходимого для убеждения в том, что положения закона соблюдены, и т.д. 

Целью всех таких международных правовых норм, к которым присоединилась и Республика Молдова, является обеспечение эффективного, оперативного и независимого государственного контроля, направленного на отстаивание трудовых прав и интересов работников. 

Тем не менее при внесении дополнений в положения Закона № 131/2012 о деятельности Государственной инспекции труда данные особенности государственного контроля над соблюдением трудовых прав и интересов работников практически не учитывались. Или принципы международного права, касающиеся инспекции труда, были проигнорированы.

Вследствие жалобы профсоюзов на Правительство Республики Молдова, направленной в адрес МОТ, государственные органы заявили, что готовы привести национальное законодательство в соответствие с международными нормами. Другими словами, вывести Государственную инспекцию труда из-под сферы действия Закона №131/2012. К большому сожалению, на уровне намерений всё и закончилось.

Важно отметить, что Высшая судебная палата республики в своих рекомендациях (№ 69 от 30.12.2014) по применению Конвенций МОТ, включая Конвенцию № 81, подчеркнула, что Закон № 131/2012 «О государственном контроле предпринимательской деятельности», предусматривающий предварительное уведомление лица, подлежащего проверке, не соответствует положениям Конвенции МОТ № 81, вследствие чего данные положения не могут быть применены в отношении Государственной инспекции труда. 

Несмотря на то, что рекомендации Высшей судебной палаты адресованы в частности судебным инстанциям, НКПМ считает целесообразным, чтобы их приняли во внимание и другие органы власти, наделённые полномочиями по применению данной области законодательства. 

Более того, по мнению профцентра, данные рекомендации Высшей судебной палаты, должны были бы подтолкнуть Правительство Республики Молдова на скорейшее инициирование процедуры по внесению изменений и дополнений в Закон № 131/2012 с целью выведения Государственной инспекции труда из-под сферы действия этого закона. 

«Таким образом национальное законодательство можно было бы привести в полное соответствие с положениями международного правового документа МОТ, к которому присоединилась Республика Молдова и который определяет полномочия и особенности проведения инспекции труда»,– считает начальник юридического управления НКПМ Ион Прегуза.

Профсоюзы, в том числе и Федерация профсоюзов строительства «Синдиконс», в целях обеспечения эффективного надзора и контроля над соблюдением трудового законодательства, коллективных трудовых договоров и коллективных конвенций полны решимости и в дальнейшем настаивать, чтобы Правительство приняло необходимые меры по инициированию процедуры внесения поправок в Закон № 131/2012.

 

Россия

 

IX СЪЕЗД ФЕДЕРАЦИИ НЕЗАВИСИМЫХ ПРОФСОЮЗОВ РОССИИ

 

7–9 февраля в Сочи в Олимпийском парке проходил IX съезд Федерации независимых профсоюзов России, на который прибыли 700 делегатов, представляющих более чем 21 млн членов профсоюзов.

Как говорится в сообщении Департамента общественных связей ФНПР, вповестке дня профсоюзного форума отчёт Генерального совета ФНПР о деятельности по выполнению решений VII съезда ФНПР, стратегии и тактике дальнейших действий ФНПР, её членских организаций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов и ряд других вопросов.

Участие в работе съезда приняли Президент Российской Федерации Владимир Путин, руководители законодательной и исполнительной ветвей государственной власти, депутаты Госдумы, представители объединений работодателей, политических партий, научной и творческой общественности, зарубежных профцентров, международных организаций.

Председатель ФНПР Михаил Шмаков в отчётном докладе отметил, что съезд собирается в сложных экономических условиях наступления на права трудящихся и наметившихся тенденций снижения социальных гарантий. Темпы экономического роста и роста зарплаты в России заметно замедлились. Потребительская инфляция растёт и уже составляет более 20%. Девальвация рубля создает предпосылки для возникновения рисков финансовой и социальной стабильности государства.

Внешние факторы, безусловно, влияют на экономическую ситуацию. Но не они являются определяющими. «Нынешний кризис рукотворный, – отметил М.Шмаков, – созданный руками неолибералов из Правительства и Центрального банка. Необходимо отстранить от руководства тех, кто саботирует выполнение распоряжений руководства страны. Попытки Центробанка выправить ситуацию сомнительны…» «Вступая в будущее, нужно трезво оценивать уровень угроз и открыто говорить о том, как с ними бороться. В процессе конструктивного социального диалога можно найти оптимальные решения всех проблем экономического роста. У нас есть все, чтобы победить спады и кризисы. И мы победим!» – заявил в заключение лидер ФНПР.

Затем выступил Президент РФ Владимир Путин.Он высоко оценил ту роль, которую играют профсоюзы в обществе, и согласился с тем, что нельзя перекладывать на плечи рядовых граждан издержки кризисных явлений в экономике. Глава государства особо отметил наступательную позицию ФНПР и её лидера в ходе переговоров в рамках РТК. «Очень важно, чтобы профсоюзы стали соавторами антикризисной программы Правительства», – отметил Президент России. «Государство и дальше будет поддерживать усилия профсоюзов в выполнении их главной задачи – защите социально-экономических прав граждан России», – подчеркнул В. Путин.

Приветственное послание от Всеобщей конфедерации профсоюзов огласил делегатам съезда в своем выступлении вице-президент ВКП Виктор Карнюшин. С приветственным словом выступили также лидеры членских организаций ВКП: председатель Конфедерации профсоюзов Азербайджана Саттар Мехбалиев и председатель Федерации профсоюзов Республики Казахстан Абельгази Кусаинов.

8 февраля делегаты заслушали отчёт о работе Контрольно-ревизионной комиссии ФНПР, с которым выступил председатель КРК Валерий Очекуров.

На съезде в этот день были представлены, обсуждены и приняты следующие резолюции:

«Достойная заработная плата – основа благосостояния России!»;

«Эффективное социальное партнерство – ключ к социальной справедливости»;

«Создание достойных рабочих мест – основное условие устойчивого экономического роста»;

«Работникам Российского Севера – государственные гарантии!»;

«Гендерный фактор в политике социального государства»;

«О социальной защите членов профсоюзов»;

«Об отношении к реформированию пенсионной системы»;

«Управление профессиональными рисками – основной подход к повышению безопасности труда и сохранению здоровья работников»;

«Укрепление организационного единства, реализация кадровой политики ФНПР – важные факторы современного развития профсоюзов!»;

«Профсоюзная молодежь – это будущее ФНПР!»;

«Эффективная информационная работа – инструмент укрепления профсоюзов»;

«Сила международного профсоюзного движения – в укреплении влияния трудящихся!»

Делегаты приняли постановление, утверждающее отчёт Генерального совета ФНПР о деятельности по выполнению решений VII съезда Общественной организации «Федерация независимых профсоюзов России», стратегии и тактике дальнейших действий ФНПР, её членских организаций по защите трудовых прав и социально-экономических интересов членов профсоюзов. Был также утвержден отчёт Контрольно-ревизионной комиссии ФНПР за период 2011–2014 гг.

Были внесены поправки в Устав ФНПР. В частности, изменено название Общественной организации «Федерация независимых профсоюзов России» на следующее наименование: Общероссийский союз «Федерация независимых профсоюзов России».

Состоялись выборы председателя ФНПР, в результате которых IX съезд избрал председателем ФНПР Михаила Викторовича Шмакова.

9 февраля состоялось завершающее заседание IX съезда ФНПР. Был избран Генеральный совет ФНПР в количестве 172 человек из числа лиц, делегированных членскими организациями Федерации. Были также избраны Исполнительный комитет и Контрольно-ревизионная комиссия ФНПР.

Съезд проголосовал за принятие Программы ФНПР«Достойный труд – основа благосостояния человека и развития страны». Как было сказано в ходе её обсуждения, реализация этой программы должна быть направлена на преодоление дефицита достойного труда. Этот посыл признан делегатами профсоюзного форума важнейшей мерой преодоления кризисных явлений в экономике.

Делегаты рассмотрели и приняли резолюцию«Укрепление финансовой базы профсоюзов – условие создания сильных профсоюзов, способных реально защищать экономические и социальные интересы членов профсоюзов, залог успеха деятельности профсоюзного движения России!».

На этом IX съезд ФНПР завершил свою работу.

 

                                                     * * *

В профсоюзе работников строительства и промышленности строительных материалов России полным ходом идёт отчётно-выборная кампания. Конференции прошли уже в целом ряде региональных подразделений профсоюза: Самарской, Курганской, Брянской, Челябинской, Иркутской областных, Санкт-Петербурга и Ленинградской области, Удмуртской, Марийской республиканских организациях профсоюза и других.

Экономическая ситуация в стройкомплексе Москвы стала главной темой обсуждения на состоявшейся 18 февраля 2015 года отчётно-выборной конференции Московской городской организации профсоюза.

В последние годы зарплаты столичных строителей растут довольно серьёзными темпами, - подчеркнул в своём докладе на конференции председатель городской организации профсоюза Валерий Лаптев.

Так, если в 2010 году средняя зарплата в отрасли составляла около 46 тыс. руб., к 2014 году она увеличилась почти до 64 тыс. руб. Однако рост этот для разных категорий работников оказался неравномерным.

- Проблема, с которой столкнулась строительная отрасль, - огромная разница в заработной плате высокооплачиваемых и низкооплачиваемых работников.

В то время как на отдельных предприятиях столичного стройкомплекса происходят перебои с выплатами зарплат, топ-менеджмент этих же компаний устанавливает себе многомиллионные оклады. Профсоюз работников строительства и промышленности строительных материалов считает такое положение недопустимым.

В правительстве Москвы с профсоюзом согласны.

Как отметил участвующий в работе конференции заместитель Мэра Москвы Марат Хуснуллин, вина за происходящее целиком ложится на топ-менеджмент. По его словам правительство города все обязательства по перечислению бюджетных средств выполняет своевременно и в полном объёме, так что задача профактива своевременно сигнализировать о фактах задержки зарплат.

Назвав ситуацию недопустимой, Хуснуллин сообщил, что расценки на оплату труда рабочих и руководителей в рамках выполнения госзаказа будут «приведены к нормативам».

Факты нарушений в ряде организаций трудового законодательства стали предметом проверок правовой инспекции профорганизации. Причём в двадцати организациях проверки проводились с участием сотрудников прокуратуры и федеральной инспекции труда. По итогам 26 руководителей были привлечены к административной ответственности, а один дисквалифицирован в судебном порядке.

Конференция, проанализировав все стороны деятельности профсоюзной организации за отчётный период, признала её удовлетворительной.

Председателем снова избран Валерий Лаптев.

 

Кыргызстан

 

ЗАВЕРШАЮЩИЙ ЭТАП КОНКУРСА

«МОЛОДОЙ ПРОФСОЮЗНЫЙ ЛИДЕР-2014»

 

30 января в Федерации профсоюзов Кыргызстана прошёл конкурс «Молодой профсоюзный лидер-2014», организаторами которого выступил Молодёжный совет Федерации профсоюзов Кыргызстана.

Его целью стало развитие молодёжной политики в профсоюзной среде, формирование новых кадров, зарождение новых профсоюзных лидеров как будущих приемников.

Всего перед зрителями и активными болельщиками на заключительном этапе выступили шесть конкурсантов – по два от трёх основных направлений.

В числе участников от небюджетной сферы был заместитель председателя МС РКП «Строитель» Султан Аскарбековот ЦК профсоюза работников строительства.

Конкурс состоял из четырех этапов, первый из которых назывался «Визитная карточка». Как можно догадаться из названия, на этом этапе ребятам предстояло представить себя во всей красе, рассказав о своих достижениях, профсоюзной деятельности и увлечениях.

Вторым этапом значилась «Презентация», в ходе которой участники рассказывали о работе профсоюза в своём учреждении.

В ходе третьего этапа конкурса опытное жюри загадало участникам загадки со звездочкой, на которые им предстояло не просто ответить правильно, а ещё и показать ситуацию в целом через небольшое представление. Через свои сценки конкурсанты показали, как в том или ином случае нарушения прав трудящихся необходимо поступать работнику и его работодателю.

Свои творческие стороны ребята раскрыли в ходе четвёртого этапа, когда им предстояло выполнить так называемое «Домашнее задание». Кое-кто блеснул отличным вокалом, другие ораторским искусством и танцем. Тот, кто не мог петь и танцевать, подошел к «домашке» не менее творчески, представив зрителям мотивационный ролик о пользе вступления в профсоюз.

Когда же наконец все баллы были подсчитаны, жюри огласило свое решение: третье место в конкурсе занял член профкома Бишкекского пассажирского автотранспортного предприятия Алтымыш уулу Улан, получивший Почётную грамоту и приз 5 тыс. сомов.

Второе место присудилиАкылай Койчумановой, председателю студенческого профбюро Института экологии и энергосбережения Кыргызского государственного университета строительства, транспорта и архитектуры, которая также получила Почётную грамоту и 7 тыс. сомов.

Победителем конкурса «Молодой профсоюзный лидер-2014» стал заместитель председателя МС РКП «Строитель» Султан Аскарбеков, делегированный ЦК профсоюза работников строительства. Он был награждён Почётной грамотой призом в размере 10 тыс. сомов.

Те же, кто не получил призовые места, не расстроились, ведь всем шестерым без исключения предстоит в марте этого года поехать на десятидневное обучение молодых профсоюзных активистов в Москву.

      

       ПРОФСОЮЗ СТРОИТЕЛЕЙ КЫРГЫЗСТАНА ПРОВЕЛ КОНФЕРЕНЦИЮ     «НЕФОРМАЛЬНЫЙ СЕКТОР В СТРОИТЕЛЬСТВЕ»

В Бишкеке прошла конференция на тему «Неформальный сектор в строительстве», организаторами которой выступил Республиканский комитет профсоюза строителей Кыргызстана.

По мнению участников конференции, выявление неформальной занятости и применение на практике законодательства в случаях теневой трудовой деятельности остается весьма проблематичным на практике.

        «Оставаясь по сути проблемой государственного уровня, неформальная занятость пагубно влияет на работников официального сектора. В условиях ослабленной экономики и слабой социальной позиции населения никто из рабочих официального сектора не застрахован от попадания в зону неформальной занятости», – заявил председатель РК профсоюза «Строитель» Токтогул Султанкеев.

По его словам, профсоюзы, основной целью которых является защита прав рабочих, не могут оставаться в стороне от данной проблемы. Поэтому участники конференции разработали рекомендации для работы. Среди них такие как разработка и принятие отраслевого соглашения между РК профсоюза, Госстроем и двумя союзами строителей; выявление предприятий «полунеформальной» занятостью и работа по органайзингу; выпуск методической и агитационной литературы, а также проведение обучения.

Молодёжному совету отрасли предстоит провести мини-лекции для студентов профессионального лицея № 5 с целью вовлечения их в профсоюз, а также создать студенческий профсоюз. Помимо этого надо будет выпустить необходимую методическую литературу.

«Первичные организации также не останутся без внимания, они должны сформировать базу данных рабочих предприятия, разъяснить рабочим их трудовые права, а также в случае увольнения иметь возможность состоять в первичной профсоюзной организации при РК профсоюза «Строитель»», – заключил Т.Султанкеев.

 

 

         Во Всеобщей конфедерации профсоюзов

 

ОТСТОИМ ПРАВО ТРУДЯЩИХСЯ НА ЗАБАСТОВКУ!

Заявление Всеобщей конфедерации профсоюзов

 

18 февраля 2015 года по инициативе Международной конфедерации профсоюзов отмечен Всемирный день действий в защиту права на забастовку.

Забастовка всегда была и остаётся мощным оружием трудящихся в борьбе за удовлетворение своих требований, за достойный труд и социальную справедливость. К ней профсоюзы всех уровней прибегают лишь в крайних случаях, когда исчерпаны все иные возможности достижения результатов в рамках социального диалога. Право работников на забастовку закреплено в международных актах, конвенциях МОТ, в национальном законодательстве многих государств.

Тем не менее, в последние годы, особенно в кризисный и посткризисный периоды, ведётся фронтальное наступление на это право со стороны работодателей, транснациональных компаний, а в ряде случаев – и со стороны государственных и муниципальных органов власти, в том числе и в ряде стран, где действуют членские организации Всеобщей конфедерации профсоюзов. Настойчивые попытки лишить наёмных работников этого права, полностью устранив либо ослабив его действие, принимаются Группой работодателей в Международной организации труда, против чего единодушно и решительно выступают профсоюзы всех направлений.

Учитывая эти факты и тенденции, ВКП призывает профсоюзные организации региона всех уровней и отраслей экономики отметить Всемирный день защиты права на забастовку, присоединив свой голос к голосу международного профсоюзного движения, выступающего в защиту одного из фундаментальных трудовых прав – в тех формах и в том объёме, какие будут сочтены целесообразными и необходимыми.

 

Всеобщая конфедерация профсоюзов

 

ЗАСЕДАНИЕ КОМИССИИ ПО ЭКОНОМИЧЕСКИМ ВОПРОСАМ

ПРИ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОВЕТЕ СНГ

 

.11 февраля в Москве состоялось очередное заседание Комиссии по экономическим вопросам при Экономическом совете СНГ. От ВКП в заседании Комиссии участвовала заместитель генерального секретаря Наталья Подшибякина.

В повестку дня был включен ряд вопросов интеграционного взаимодействия в сфере экономики. С учётом складывающейся экономической обстановки предметом рассмотрения сталпроект Плана совместных действий государств Содружества по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

Было отмечено, что в государствах СНГ разработаны и реализуются мероприятия в финансово-экономической сфере. По большинству стран была предоставлена конкретная информация об осуществляемых и планируемых мерах правительств.

Предложено определить направления как основу Плана совместных действий государств – участников СНГ по решению актуальных вопросов в финансово-экономической сфере.

Доработанный план будет внесён в установленном порядке на утверждение Совета глав правительств государств – участников СНГ.

Участники заседания заслушали и обсудилиинформацию о состоянии малого и среднего предпринимательства (МСП) в государствах СНГ.На базе неё можно сделать следующие выводы.

Малый и средний бизнес, индивидуальное предпринимательство в государствах СНГ стали важным элементом экономической системы. Однако уровень и состояние развития МСП на пространстве региона различны.

Так, имеются различия в критериях отнесения хозяйствующих субъектов к субъектам МСП. В частности, в Армении и Молдове – это численность сотрудников, годовой доход и балансовая стоимость активов; на Украине – численность сотрудников и годовой доход, в Беларуси всего один критерий – численность сотрудников. В России помимо численности сотрудников учитываются годовой оборот предприятия, а также структура уставного капитала компании.

На основе представленных государствами данных прослеживается положительная динамика увеличения доли МСП в структуре ВВП. Тем не менее значение указанного показателя по-прежнему сохраняется на сравнительно невысоком уровне и составляет в целом около 25% (Армения – 27,1%, Беларусь – 23,6%, Молдова – 29,5 %, Россия – 21%.), в то время как в странах ЕС аналогичный показатель составляет от 50 до 70%, в США – около 60%.

Доля занятости в секторе МСП на пространстве СНГ варьируется в зависимости от страны, в среднем составляя 37% (Армения – 24,8%, Россия – 25%, Украина – 40%, Молдова – 57,71%), при этом также уступая странам ЕС и США, где данный показатель составляет от 50 до 70%.

Основным видом деятельности малых и средних предприятий в государствах – участниках СНГ остается торговля.

Малый и средний бизнес в государствах – участниках СНГ сталкивается практически с одинаковыми проблемами. Требуют внимания вопросы совершенствования контрольно-надзорной деятельности, налоговой нагрузки, оптимизации процедур регистрации и ликвидации предприятий, сертификации, регулирования экспорта и импорта, предоставления предпринимателям бизнес-площадей и имущественной поддержки, расширения доступа бизнеса к финансированию. Сохраняются нерешенные проблемы в области административных барьеров, лицензирования, взаимодействия с органами общественного порядка, судебных процедур и др.

Были определены приоритеты сотрудничества для придания импульса процессу улучшения делового климата в рамках Консультативного совета по поддержке и развитию малого предпринимательства в государствах – участниках СНГ.

Указанный информационно-аналитический обзор будет внесён на рассмотрение Экономического совета СНГ.

 

 

    ПРОДОЛЖАЕТСЯ РАБОТА ПО ПОДГОТОВКЕ ДОГОВОРА О ПЕНСИОННОМ   ОБЕСПЕЧЕНИИ В ЕВРАЗИЙСКОМ ЭКОНОМИЧЕСКОМ СОЮЗЕ

В Евразийской экономической комиссии (ЕЭК) продолжается работа по подготовке проекта Договора о пенсионном обеспечении трудящихся государств – членов Евразийского экономического союза (ЕАЭС).

19-20 февраля проходил очередной этап консультаций представителей уполномоченных органов государств – членов ЕАЭС по проекту Договора от Армении, Беларуси, Казахстана и России, а также специалистов ЕЭК. В этой работе принял участие руководитель Департамента ВКП по вопросам охраны труда, здоровья и гуманитарным проблемам Арнольд Рогальский.

        Обсуждение поступивших замечаний и предложений сторон проходило под руководством заместителя директора Департамента Евразийской экономической комиссии Самата Алиева.

По итогам постатейного рассмотрения проекта Договора в ходе состоявшихся консультаций и учитывая имеющиеся различия в подходах по отдельным его статьям, принято решение о необходимости дополнительных внутригосударственных обсуждений и доработке сторонами текста Договора в срок до 23 марта с.г.

Протокол заседания содержит рекомендации о необходимости привлечь к участию в обсуждении проекта Договора представителей уполномоченных органов государств – членов, ответственных за проведение медико-социальной экспертизы, а также уполномоченных органов государств-членов, ответственных за выработку и реализацию государственной политики в сфере информационных технологий для формирования государственных информационных ресурсов и обработки персональных данных.

Далее проект Договора будет рассматриваться на заседании Консультативного комитета по миграционной политике при Коллегии Евразийской экономической комиссии.

 

 

 

                     О ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ЕВРАЗИЙСКОЙ ЭКОНОМИЧЕСКОЙ

                          КОМИССИИ В ОБЛАСТИ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ

 

                                                рассказывает Самат АЛИЕВ,

                                                заместитель директора Департамента развития

                                               предпринимательской деятельности ЕЭК

 

В этом году исполняется 20 лет идее евразийской интеграции, с которой впервые на постсоветском пространстве выступил Президент Республики Казахстан Нурсултан Назарбаев. В современных реалиях идея лидера Казахстана стала началом нового этапа практического евразийства, активизации торгово-экономического сотрудничества наших стран.

На фоне экономической нестабильности на глобальном рынке экономическая интеграция стала для наших стран важнейшим драйвером роста, необходимым условием их устойчивого развития. Совместное формулирование и отстаивание интересов наших государств на международной арене в рамках ещё только складывающейся мировой архитектуры даёт уникальную возможность – создать новый значимый «полюс» мировой экономики.

Как известно, 29 мая 2014 г. в Астане президенты Республики Беларусь, Республики Казахстан и Российской Федерации подписали Договор о Евразийском экономическом союзе, который вступил в силу с 1 января 2015 г.

2 января 2015 г. полноправным членом Союза стала Республика Армения, в мае этого года планируется вступление Кыргызской Республики.

Многие нормы Договора в отношении трудящихся и членов семей имеют новаторское значение.

Так, закреплены договорённости, в соответствии с которыми граждане стран Союза имеют право осуществлять трудовую деятельность в любом государстве – участнике Договора о Евразийском экономическом союзе. При этом гражданам не требуется получение разрешения на осуществление трудовой деятельности в государстве трудоустройства.

Согласно Договору социальное страхование трудящихся государств-членов, должно осуществляться на тех же условиях и в том же порядке, что и для граждан государства трудоустройства.

Очень важна договоренность по налогообложению доходов физических

лиц. Впервые заложена правовая норма, в соответствии с которой с первого дня работы предусмотрены одинаковые с гражданами государства трудоустройства условия налогообложения доходов трудящихся граждан государств – членов Союза.

С даты вступления в силу Договора преференции, предоставляемые  трудящимся, распространяются не только на случаи осуществления ими трудовой деятельности по трудовому, но и по гражданско правовому договору.

Если гражданин государства – члена Союза прибывает на территорию государства одной из Сторон с целью осуществления трудовой деятельности, он освобождается от обязанности регистрации в соответствующих государственных органах в течение 30 суток с даты въезда, а в дальнейшем становится на учет на срок действия заключенного им трудового или гражданско-правового договора.

Впервые заложена норма, в соответствии с которой в отдельных случаях граждане государств – членов Союза при пересечении границ государств Сторон по загранпаспортам не заполняют миграционные карты. Также впервые достигнута договоренность о прямом признании документов об образовании без проведения каких-либо процедур и порядка признания ученых степеней и званий.

Согласно Договору, трудящимся государств-членов и членам их семей предоставлено право на получение бесплатной скорой медицинской помощи (в экстренной и неотложной формах) в том же порядке и на тех же условиях, что и гражданам государства трудоустройства.

Отражено право детей трудящегося государства-члена, совместно проживающих с ним на территории государства трудоустройства, на посещение дошкольных учреждений и получение образования в соответствии с законодательством государства трудоустройства.

Впервые закреплено право признания страхового стажа, приобретенного на территориях государств Сторон, для целей социального обеспечения трудящихся государств – членов Союза.

В настоящее время Евразийская экономическая комиссия совместно с государствами – членами ЕАЭС разрабатывает Международный договор о сотрудничестве в сфере пенсионного обеспечения.

Основная цель разработки Договора – обеспечение равных прав и гарантий в сфере пенсионного обеспечения, защита пенсионных прав трудящихся государств – членов ЕАЭС и членов их семей на всей территории Союза.

Евразийская экономическая комиссия на основе Меморандума о сотрудничестве между нашими организациями от 25 декабря 2013 г. и Плана совместных действий на 2015 г. выражает заинтересованность на дальнейшее взаимовыгодное сотрудничество с Всеобщей Конфедерацией профсоюзов в сфере вопросов, касающихся социальной защищенности наших граждан.

 

 

   О МЕХАНИЗМАХ РЕГУЛИРОВАНИЯ ТРУДОВОЙ МИГРАЦИИ В СТРАНАХ СНГ

 

Как показал анализ законодательства государств-участников СНГ, действующие в настоящее время механизмы регулирования трудовой миграции в странах Содружества в основном схожи (см. Приложение 1). Они состоят из квотирования, разрешения на трудоустройство и патентов.

Основным механизмом регулирования привлечения иностранной рабочей силы в странах региона является квотирование численности привлекаемых иностранных работников. Оно применяется в Азербайджане, Беларуси, Казахстане, Кыргызстане, России, Таджикистане и Украине.

Ежегодно устанавливаемые правительством квоты определяют максимально возможное количество иностранных работников, допускаемых на национальный рынок труда. Одновременно во всех государствах региона установлена приоритетность трудоустройства граждан, постоянно проживающих на территории страны.

При этом в ряде стран присутствуют некоторые особенности. Так, всоответствии с законом «Об иммиграции» в Украине квота иммиграции устанавливается Кабинетом Министров в определенном им порядке по категориям иммигрантов. Первые три категории занимают: деятели науки и культуры, иммиграция которых отвечает интересам Украины; высококвалифицированные специалисты и работники, острая потребность в которых является ощутимой для экономики Украины; лица, осуществившие иностранную инвестицию в экономику Украины иностранной конвертированной валютой на сумму не менее 100 (ста) тысяч долларов США, зарегистрированную в порядке, определенном Кабинетом Министров Украины.

ВРеспублике Казахстан квота на привлечение иностранной рабочей силы устанавливается в процентном отношении к численности экономически активного населения и (или) устанавливается в абсолютном выражении по приоритетным проектам и (или) по странам исхода в соответствии с прогнозом состояния спроса на рынке труда на предстоящий год. Квота по приоритетному проекту устанавливается отдельно. В связи с этим определяется максимальное число иностранных работников, необходимое организациям осуществляющим реализацию проекта. Квота по странам исхода иностранной рабочей силы устанавливается при наличии международных договоров о сотрудничестве в области трудовой миграции социальной защиты трудящихся-мигрантов.

В Азербайджане и Казахстане правительствами утверждены положения о порядке установления квоты на привлечение иностранной рабочей силы.

В Российской Федерации наряду с квотами для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан у физических лиц введен институт патента. Причем патент предоставляет право иностранному гражданину осуществлять трудовую деятельность на территории того субъекта Российской Федерации, в котором он выдан.

С 2015 года сфера действия патентов в России расширена. В ноябре 2014г. принят Федеральный закон №357 «О внесении изменений в Федеральный закон «О правовом положении иностранных граждан в Российской Федерации» и отдельные законодательные акты Российской Федерации». Теперь пользоваться механизмом патентов могут трудящиеся-мигранты, работающие и у юридических лиц.

Так, с 1 января 2015г. мигранты из безвизовых стран смогут работать в Москве, лишь оплатив патент стоимостью 4 тыс. руб. в месяц. Соответствующий закон Мосгордума приняла 26 ноября 2014 года. Патенты выдадут на срок от месяца до года. При этом иностранцы должны сдать экзамены по русскому языку, пройти дактилоскопию и купить медицинскую страховку.

Следует иметь в виду, что законом Федеральному органу власти в сфере миграции предоставлено право приостанавливать выдачу патентов на территории субъекта РФ на основании его предложений. Эти предложения формируются с учетом прогноза социально-экономического развития субъекта РФ на соответствующий период, а также с учетом мнения трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений соответствующего субъекта РФ оформленного в виде решения. В свою очередь Правительство РФ приостанавливает выдачу патентов на определенный период на территории РФ на основании предложений Федерального органа власти осуществляющего функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения, безработицы, подготовленных по итогам мониторинга, с учетом мнения Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений также оформленного в виде решения.

Кроме этого при проведении мониторинга на рынке труда РФ учитывается суммарная численность привлекаемых иностранных работников, общая безработица (по методологии МОТ), мнение Российской трехсторонней комиссии по урегулированию социально-трудовых отношений. Одновременно осуществляется проверка того обстоятельства, что доля привлекаемых иностранных граждан в численности экономически активного населения и численности занятых в экономике не должна превышать уровня социальной напряженности на рынке труда субъектов РФ. Уровень социальной напряженности, превышение которого не допускается, устанавливается федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере занятости населения и безработицы.

В законодательстве Республики Молдова квота как механизм регулирования исключена. В соответствии с законодательством для трудоустройства иностранцев в республике работодатель обязан зарегистрировать предложение вакантных рабочих мест и опубликовать объявление о вакантных местах в печати. Для приглашения иностранцев с целью трудоустройства на срок пребывания, превышающий 90 дней, работодатель должен получить положительное заключение от уполномоченного органа. В отношении иностранцев, приглашенных на работу Правительством или центральными отраслевыми органами, специалистов, прибывших на основании соглашений в данной области, а также иностранцев, прибывших для работы в рамках инвестиционных проектов, получение заключения не требуется. 

Одновременно с квотами обязательным элементом механизма регулирования трудовой миграции в регионе является разрешение на трудоустройство. Здесь также присутствуют незначительные различия.

Так, вРеспублике Беларусь для использования труда иностранцев, не имеющих разрешений на постоянное проживание, в количестве, превышающем 10 человек, наниматель обязан получить разрешение на привлечений иностранной рабочей силы. Иностранцы, осуществляющие трудовую деятельность у нескольких нанимателей, обязаны получить специальное разрешение для работы у каждого из них.

В Кыргызской Республике осуществление работодателями деятельности, связанной с привлечением и использованием иностранной рабочей силы, производится на основании разрешений на привлечение и использование иностранной рабочей силы, выдаваемых уполномоченным государственным органом в области миграции в порядке, определяемом Правительством Республики. После чего, иностранному гражданину или лицу без гражданства, временно пребывающему с целью осуществления трудовой деятельности на территории республики, выдается разрешение на работу уполномоченным государственным органом в области миграции.

В этой связи надо отметить, что в Республике Кыргызстан правительством утверждено «Положение о порядке осуществления трудовой деятельности иностранными гражданами и лицами без гражданства на территории Кыргызской Республики», в Республике Таджикистан утверждены «Правила выдачи разрешения на работу иностранным гражданам и лицам без гражданства, которые осуществляют трудовую деятельность в Республике Таджикистан», в Российской Федерации«Правила подачи работодателем или заказчиком работ (услуг) уведомления о привлечении и использовании для осуществления трудовой деятельности иностранных граждан и (или) лиц без гражданства, прибывших в Российскую Федерацию в порядке, не требующем получения визы, и имеющих разрешение на работу».

 

 

 

 

 

 

                             В профсоюзах мира 49

 

В Дублине 16.10.14 прошла Европейская региональная конференция Интернационала работников строительства и деревообработки (ИРСД) с участием 120 делегатов. На ней был одобрен план действий европейской региональной федерации этого Интернационала на 2014–2017 гг., в котором, по её данным, содержится ответ на вызовы нынешнего кризиса, процессов приватизации, усиления присутствия китайских ТНК в Европе и развития трудовой миграции.

Решено поставить в центр работы федерации солидарность, увеличение членства в профсоюзах, в неё входящих, и совершенствования их структуры. ≪Лучшее будущее в Европе возможно≫–гласил основной лозунг конференции.

В ходе её были проведены панельные дискуссии, модератором одной

из которых был глава российского союза строителей Б. Сошенко. В результате дискуссии по проблемам миграции подтверждён принцип равной оплаты их труда за равную работу с коренным составом трудящихся и стремление к их организации в профсоюзы, независимо от их происхождения.

Накануне конференции была проведена встреча участвовавших в ней

женщин.

* * *

В связи с обсуждением итальянской общественностью и правительством вопроса о действии в нынешних условиях ст. 18 Устава трудящихся, принятого ещё в середине прошлого века, и в частности её положений о защите трудящихся от произвольных увольнений, газета ИКПТ приводит следующие данные из документов ряда стран ЕС в этой области:

в Британии увольнение законно только в случае доказанного изменения условий работы предприятия;

в Германии необходимо проведение переговоров работодателя с органом участия трудящихся в управлении предприятием, если число работников в нём превышает 10 чел.;

в Испании ограничения в области увольнений не существует, если на предприятии нет соответствующего соглашения о квотах увольнения;

в законодательстве Франции нет ограничений на число увольняемых;

в Швеции против несправедливых увольнений профсоюз может обращаться в трудовой суд.

По данным Евростата, в конце 2014 г. в зоне евро на 1,2% в годовом исчислении выросла стоимость рабочей силы; при этом наибольший рост этого показателя отмечен в Эстонии — 7,3%, Словакии 6% и Латвии 5,9%.

За годы кризиса на 20% снизился объём инвестиций в общественный сектор стран ЕС.

 

         В международных организациях

 

Настоящий прорыв был сделан в Международной организации труда после двух лет, в течение которых представители работодателей в этой организации ООН завели в тупик глобальную систему надзора и пытались полностью устранить поддерживаемое десятилетиями МОТ право на забастовку.

Представителями профсоюзов и работодателей на специальном заседании МОТ достигнута договорённость о выходе из тупика, вызванного спорами между ними о признании права на проведение забастовочных акций, исходя из прямого признания правительствами права на забастовку, вытекающего из Конвенции МОТ 3 87 о свободе ассоциации.

Соглашение достигнуто после чрезвычайно успешной международной профсоюзной мобилизации 18 февраля этого года, в ходе которой было проведено свыше 100 акций в поддержку права на забастовку в более чем 60 странах, говорится в сообщении на сайте Международной конфедерации профсоюзов.

Генеральный секретарь МКП Шеран Бэрроу отметила: «Создав кризис, группы работодателей и некоторые правительства отказывались решить вопрос об обращении в Международный суд справедливости, хотя Устав МОТ говорит, что так следовало поступить. Сейчас нам удалось достичь решения, которое защищает основополагающее право трудящихся проводить забастовочные акции, и позволяет МОТ полностью возобновить работу контрольного механизма за соблюдением правительствами международных трудовых норм».

 

           * * *

Некоторые данные

Межгосударственного статистического комитета СНГ

 

    Расходы консолидированных бюджетов стран СНГ на

         здравоохранение и образование  (в %% к ВВП)

 

 

Здравоохранение

      Образование

 

 

 

2000

2005

2013

2000

2005

2013

Азербайджан

0,9

0,9

1,1

3,9

3,0

2,5

Армения

1,0

1,4

1,5

2,6

2,5

2,4

Беларусь

5.0

4,6

4,0

6,2

6,2

5,1

Казахстан

2,1

2,4

2,3

3,3

3,4

3,6

Кыргызстан

2,0

2,3

3,4

3,5

4,9

6,2

Молдова

2,9

4,2

5,2

4,5

7,2

7,0

Россия

2,1

3,7

3,5

2,9

3,7

4,3

Таджикистан

0,9

1,1

1,9

2,3

3,5

5,0

Украина

2.9

3,5

4,2

4,2

6,1

7,3

 

 

 

 

 

Примерный перечень

вопросов (проблем) к обсуждению темы: «Практика и проблемы реализации принципов достойного труда и социальной справедливости в строительной отрасли

стран Содружества».

 

 

 

- Оценка факторов и рисков современного социально-экономического развития страны (и конкретно строительной отрасли), определяющих необходимость осуществления (реализации, продвижения) концепции достойного труда.

- Оценка реальной государственной политики в стране и в отрасли по реализации принципов достойного труда и социальной справедливости.

- Наличие программы (национальной, отраслевой), как совокупности направлений, целей, задач по обеспечению (достижению) параметров достойного труда; оценка хода её реализации.

- О роли Концепции МОТ «Достойный труд» (1999 г.), декларации МОТ о социальной справедливости в целях справедливой глобализации достойного труда (2008 г.), Глобального пакта о рабочих местах (2009 г.) в деле осуществления в стране и в строительной отрасли национальной программы достойного труда.

- Наличие (процесс разработки и т.п.) отраслевых стандартов достойного труда, как оптимальных показателей, сочетание которых формирует гармоничные социально-трудовые отношения и которые дают возможность определить эффективность работы и государственной власти, и профсоюзов, и степень социальной ответственности работодателей.

- Анализ практики и проблем реализации концепции достойного труда и социальной справедливости по основным составляющим:

 

  1. политика в сфере занятости и на рынке труда и её отраслевой аспект (решение проблем занятости в строительстве):

         =  оценка уровня совместных действий социальных партнёров по достижению полной, продуктивной и добровольной занятости на основе достойных условий труда;

        =  соответствие требованиям Концепции системы повышения уровня профессионального образования, подготовки, переподготовки и регулярного повышения квалификации кадров строительства;

        =  практика взаимодействия с социальными партнёрами по содействию повышению конкурентоспособности молодых работников на рынке труда посредством обучения, профессиональной подготовки и улучшения качества стажировок;

       =  обеспечение правовой и социальной защиты трудовых мигрантов, способствование их адаптации в стране назначения;

       =  состояние дел по созданию (совершенствованию) отраслевой национальной системы квалификаций, профессиональных и образовательных стандартов новых поколений, установление единых основ квалификационной стандартизации; оценка уровня участия профсоюза в этой работе;

       =  так называемые «гибкие рынки труда». Их роль в увеличении нестабильной занятости, отрыве трудовых доходов от роста производительности труда, ослаблении стимулов к вложению средств в повышение квалификации работников, усилении неравенства доходов.

 

  1. обеспечение достойного уровня заработной платы трудящихся отрасли, как ключевая проблема реализации концепции достойного труда:

      =  оценка ситуации; насколько реальный уровень заработной платы в отрасли обеспечивает воспроизводство человеческого и трудового потенциала, создаёт условия для экономической свободы работнику и его семье;

              =  минимальный размер оплаты труда, как один из инструментов формирования уровня зарплаты: оценка его реальной роли в обеспечении воспроизводства рабочей силы; тенденции; роль в этом солидарной кампании профсоюзов «Минимальную заработную плату – на уровень не ниже прожиточного минимума»;

      =  реальная практика профсоюзной работы и борьбы за обеспечение достойного уровня заработной платы в отрасли, решение проблем излишней дифференциации в оплате труда, задержек выплаты зарплаты и т.п.

 

  1. охрана труда, как важнейшая составляющая концепции достойного труда:

       =  оценка всей системы мер по обеспечению безопасных условий труда; насколько охрана труда на предприятиях строительной отрасли признаётся приоритетной задачей и система её управления становится проектом высшего уровня, реализуется как часть корпоративной культуры; уровень неформального, заинтересованного участия в её осуществлении каждого работника; наличие (или отсутствие) соответствующих стимулов;

 

  1. дать оценку, насколько сложившееся Трудовое право обеспечивает необходимый уровень и полноту правового регулирования труда, несёт в себе комплекс гарантий и прав работников, механизм их реализации:

      = уровень соответствия трудового законодательства страны Конвенциям и Рекомендациям МОТ, лучшим мировым практикам;

     = борьба профсоюзов с попытками дерегламентации трудовых отношений, либерализации трудового законодательства, подменой трудовых отношений гражданско-правовыми, пересмотра и снижения прав и социальных гарантий для наёмных работников, предоставления работодателям и должностным лицам более широких полномочий в сфере труда;

     =  отношение профсоюза и возможные меры по восстановлению права профсоюзов на осуществление полномочного общественного контроля за соблюдением трудового законодательства, включая деятельность правовых и технических инспекций труда профсоюзов, повышения ответственности работодателей за нарушение трудового законодательства.

- Действующие системы социального страхования и обеспечения, как элементы политики, содействующей продуктивной занятости, гендерному равенству, устойчивому экономическому развитию, их влияние на состояние дел в отрасли.

- Оценка роли  социального диалога в продвижении и реализации принципов достойного труда и социальной справедливости; противодействии профсоюзов попыткам  поставить под сомнение их приоритетное право на представительство интересов трудящихся, подорвать традиционное представление об отношениях «работник-работодатель» посредством, в том числе, навязывания обществу различных форм нетипичной занятости и т.п.

- Оценка деятельности всех структур отраслевого профсоюза по реализации, поиску эффективных методов внедрения принципов достойного труда как в рамках отрасли, так на общенациональном уровне.

-  Всемирный день действий «За достойный труд!» (7 октября): роль в пропаганде Программы МОТ, оценка участия профсоюза и его организаций.

- Другие вопросы (проблемы) на усмотрение участников круглого стола.

    

 

* * *

В выпуске использованы материалы и информация от членских организаций МКП «Строитель»,  ВКП, информационных и профсоюзных сайтов профсоюзов, профсоюзной прессы.

 

 

                                                      Выпуск подготовили:   Аржанов Г.Д.

                                                                                             Барышев Ю.А